«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает» - так пишут об этом персонаже в сказках, но Баба Яга имеет костяную ногу совсем не случайно. Кости ассоциируются у нас со смертью и загробным миром, а если вы внимательно прочтете сказки с участием этого персонажа, то сможете найти информацию о том, что героиня это страж между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Она связана как с жизнью, так и со смертью и она одновременно и живая, и мертвая. Кроме того, древние люди связывали кости с воскрешением и перерождением души. Таким образом, такая, во всех отношениях, необычная нога также указывает на связь Бабы Яги с вечностью.
Не менее интересным является и жилище героини. Современному человеку может показаться, что избушка на курьих ножках, без окон, без дверей, которая еще и поворачивается по требованию Ивана-царевича, это попытка придумать что-то необычное, чего никогда не было и нет в реальности. Но на самом деле все с точностью до наоборот – избушка Бабы Яги «срисована» с реалий жизни древних славян. Раньше славяне не хоронили мертвых, как это делают сейчас, а строили для них специальные избушки, которые ставили на курные (т.е. окуриваемые) подставки. Считалось, что таким образом умерший человек может попасть в мир мертвых, так как древние верили, что попасть в это место можно только через избушку. В сказке избушка не имеет ни окон, ни дверей и действительно, постройки для мертвых делали именно такими. Однако вход в избушку все-таки был – со стороны леса, который символизирует иномирье.
Существует еще одна версия по поводу избушки Бабы Яги. Так, писатель А. Иванов, который является историком по образованию, считает, что с жилищем героини связана традиция уральских угро-финнов создавать священные постройки сомъях. Их строили на тайной полянке, которая находится в лесной чаще и ставили домики на обрубленные пни, чтобы внутрь не забралась рысь, россомаха или другое животное. Внутри лежала деревянная кукла иттарма, которая являлась вместилищем души предка. На кукле были национальные одежды, в том числе шуба-яга. Вокруг такой полянки с домиком возводили частокол с вывешенными на него черепами животных (что-то похожее было и вокруг избы Бабы Яги).
Таким образом, Баба Яга и ее домик – это результат слияния культур и отражение реальной жизни древних славян. Многое из того, что было описано в сказке имеет реальные прототипы в прошлом.