Но почему именно эти памятники были включены в число Семи чудес света? Кто вообще составил этот список и почему включил в него только семь объектов?
Начнем с того, что не всегда список был таким. Самый первый перечень «чудес света» составил древнегреческий истории Геродот, и включал он в себя всего три объекта – храм богини Геры, дамбу и акведук, имеющий вид тоннеля. Все это располагалось на острове Самос – такое вот географической ограничение. Возможно, под влиянием Геродота находился поэт Антипатр из Сидона, написавший стихотворение, где описываются уже семь чудес.
Впрочем, сама идея Семи чудес света тоже связана с определенным географическим ограничением, хотя и не таким узким, как в геродотовском списке. Все эти архитектурные шедевры располагались в пределах Ойкумены – территории, освоенной греками. Удивляться этому не приходится, ведь идея родилась в рамках древнегреческой культурной традиции. По этой причине в число семи чудес света не вошел, например, английский Стоунхендж – греки о нем не знали. Некоторые памятники не могли попасть в этот перечень хронологически: индийский храм Кайласанатха в Эллоре, высеченный в скале, еще не был создан (а если бы и был – располагался бы за пределами Ойкумены).
Впрочем, это лишь самый известный список – он варьируется от источника к источнику: где-то вместо садов Семирамиды фигурируют стены Вавилона, где-то – Александрийская библиотека вместо Александрийского маяка, иногда в список включают статую Афины в Акрополе, Пергамский алтарь, дворец царя Кира в Персеполе, поющие колоссы Мемнона в Фивах (правда, в действительности эти статуи изображали египетского фараона Аменхотепа III, но греки об этом уже не вспоминали). Перечень менялся даже в христианскую эпоху – в него включали храм Соломона, храм св. Софии в Константинополе и даже… Ноев ковчег.
Но каким бы ни был список чудес света, какие бы архитектурные или скульптурные шедевры ни включал в него тот или иной древнегреческий, а впоследствии древнеримский или средневековый автор, количество всегда сохраняется – семь. Это связано с особым отношением к числу семь. Оно действительно выделяется среди других чисел: на голове человека семь отверстий (два глаза, два уха, две ноздри и рот); до семи предметов происходит мгновенное схватывание их количества при взгляде на них – больше семи уже надо пересчитывать. Отсюда и стремление людей свести количество чего-либо к семи: выделить семь цветов в спектре, семь тонов в звукоряде, разделить неделю на семь дней и т.д. Для древних греков семерка была священным числом Аполлона – бога, покровительствующего искусству. Не удивительно, что они выделили именно Семь чудес света.