icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Дворникова
Культура и искусство

Не было бы счастья? "Пигмалион" Бернарда Шоу.

  • 1479
  • 17

Не было бы счастья? "Пигмалион" Бернарда Шоу.

И
Имя Пигмалион давно стало нарицательным и связано оно не только с мифами Древней Греции, но и с одним из величайших романтиков XIX века.

Да-да, сначала речь пойдёт о том самом античном одиноком художнике, который жил на солнечном Кипре, ненавидел и боялся женщин, а посему жил весьма уединённо, полностью отдавая свои силы нелёгкому труду по созданию тяжёлых скульптур из мрамора и другого поделочного камня.

Проказница Афродита, задетая его равнодушием к женским красотам и отрицанию любви, решила подшутить над бирюком-одиночкой и внушила ему мысль создать самый совершенный женский образ из мраморной глыбы, дабы мог он прославиться своим искусством камнереза на долгие века. Пигмалион с усердием приступил к выполнению «заказа».

Дальше говорят разное: одни уверяют, что сама Афродита служила ему моделью, другие – что она водила резцом мастера.

Это не существенно! Существенен сам факт: статуя из молочно-белого мрамора с розовыми и голубыми прожилками, отделанная «тёплой» слоновой костью, оказалась так совершенна, что, казалось, изображённая дева сейчас вздохнёт полной грудью и откроет свои пленительные глаза. Она казалась живой, но была холодна и неподвижна, как камень, из которого была сотворена.

Сам мастер не мог оторвать восхищённого взора от своего творения.

Лукавая Афродита, продолжая воплощать в жизнь план мести женоненавистнику Пигмалиону, внушила ему безумную страсть к каменному идолу.

Обезумевший от любви скульптор, засыпал свою мраморную возлюбленную драгоценными подарками, возлагал на её голову и к её ногам венки из цветов и диадемы из самоцветов, одевал в лучшие одежды и осыпал золотыми монетами. Всё тщетно! Бездушная красавица и бровью не вела в его сторону! Так и стояла неподвижным изваянием у него в доме.

Пигмалион дал ей имя Галатея, в честь одной из дочерей Нерея и Океаниды (Дориды) – прекрасной и холодной нереиды, существа из мира ветров и волн.

А уж как веселились "олимпийцы", наблюдая, как несчастный омывает слезами колени каменного истукана!

Бедный Пигмалион! Его разум, и так балансирующий на самом краю, готов был покинуть его душу окончательно, - Пигмалион был готов расстаться с жизнью, в надежде слиться с любимой за гранью живого мира. К счастью, Афродита вовремя заметила, что её шутка несколько затянулась и грозит превратиться в смертоубийство, а этого допустить было никак нельзя!

И вот, когда Пигмалион уже готов был исполнить задуманное, ярко вспыхнуло пламя перед жертвенником Афродиты, и голос из пламени произнёс: «Что просишь ты, недостойный, от Богини Любви и Войны?! Разве не ты отрекался от сердечных чувств, страшась их, трусливо и злобно отвергая великий дар, дарующий земную любовь женщин?!» - «О! – простонал Пигмалион, - если бы моя Галатея могла произнести, хоть слово, хоть пальцем коснуться моей руки, хоть бросила бы на меня единственный взгляд! О! Я умер бы счастливым!» - «Живи! – ответила ему божественная мстительница строгим голосом, - Живи и помни, что отвергать даруемое богами, не позволено никому, приносит ли это счастье или мучения! А в память об этом уроке, я позволю жить той, которую ты полюбил!»

Огонь вспыхнул ещё раз, опал и угас. Галатея кротко вздохнула, сделала неуверенный шаг вперёд и упала на руки дрожащего Пигмалиона. Она была живой! Сердце её билось, тело было упругим и тёплым, а в глазах засветился разум. Осчастливленный страдалец зарыдал от счастья!

Именно этот миф натолкнул английского романиста и драматурга Джорджа Бернарда Шоу написать в 1912 году пьесу под названием «Пигмалион».

Сюжет известен каждому, уважающему себя, человеку.

Лондонский профессор фонетики Генри Хиггенс заключает пари с полковником Пикерингом о том, что за полгода отучит цветочницу Элизу Дулиттл разговаривать на языке «кокни» (низшее наречие), и заставит её изъяснятся на столь правильном английском, и привьёт ей столь изысканные манеры, что «высший свет» легко примет её за герцогиню, не распознав в ней за внешней оболочкой простую, неряшливо одетую девушку, которая ещё совсем недавно торговала фиалками у собора св. Павла недалеко от Ковент-Гарденского рынка.

Такая вот ироничная иллюзия, отражающая глубочайшие социальные проблемы английского общества в начале XIX века.

Надо сказать, что всё те же проблемы волнуют общество и по сей день, и география этих проблем склонна только к расширению! Так что «Пигмалион» пользуется острым успехом и популярностью и в наши дни, и в нашей стране, как и в сотне других.

Чтобы разобраться, как подобная мысль о написании такой пьесы пришла в голову этому второму по популярности в Англии (после Уильма Шекспира) театральному драматургу, надо хоть немного знать основные вехи его жизни. Начнём банально: дата рождения, место рождения, состав семьи.

И так, в июле месяце, 26-го числа 1856 года, в Дублине (Ирландия), в семье торговца зерном Джорджа Шоу и певицы Люсинды Шоу к уже имеющимся двум девочкам-сёстрам прибавляется ещё и брат, - будущий великий романист, драматург, общественный деятель, основатель Лондонской школы экономики и политических наук, социолог – Джордж Бернард.

Там же, в Дублине, подросший мальчик Джордж начинает посещать начальную католическую грамматическую школу Wesley College, а в возрасте 11-ти лет юный Бернард продолжит своё образование в одной из протестантских школ, где зарекомендовал себя «последним или предпоследним учеником».

Сам Шоу считал протестантскую школу «самым вредным этапом своего образования». Позже, критикуя систему образования за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии детей, Бернард Шоу напишет: «Мне и в голову не приходило говорить правду, да ещё и готовить задания этому всеобщему врагу – учителю!» Особенно острой критики писателя подвергались физические наказания детей, которые были весьма распространены в протестантских школах: «Нет худшего сочетания для детской психики, чем сочетание учитель – палач!»

Закончив с горем пополам образовательную школу, юный Шоу в 1871 году устраивается работать клерком в довольно известное агентство по продаже недвижимости и земельных участков ТунЗенда.

Конечно, с его «разгромным» аттестатом его вряд ли взяли бы и пирожками торговать, но помогли связи отца и дяди, который был пусть и мелким, но всё-таки государственным служащим. Университет молодому человеку «не грозил» не только из-за аттестата, но и по банальной причине отсутствия в семье денег.

В обязанности новоиспечённого клерка входил сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, где молодой человек имел возможность в полной мере ознакомиться не только с образом жизни выброшенных из «светской тусовки» людей, но и прекрасно овладеть их манерой поведения и речи.

Чуть позже он опишет и эти трущобы, и свои впечатления о них в пьесе «Дома вдовца» (Widowers' Houses), начатой им в 1885 году. Этой пьесой открывается целый цикл подобных произведений, которые обретут общее название «Пьесы неприятные».

В своих произведениях Шоу называет вещи своими именами: чопорную пуританскую мораль – снобизмом и лицемерием, придерживаясь канонов натурализма.

Всего за свою 94-летнюю жизнь Джордж Бернард Шоу написал 63 пьесы, а так же несколько романов, критических произведений, эссе и более 250 000 «социальных» писем.

Но это всё будет потом, а сейчас он – исполнительный и аккуратный клерк, с прекрасным разборчивым подчерком и довольно приличным окладом за «сборы податей» и ведение «сборного журнала».

Едва только клерк Шоу начинает «вставать на ноги», как судьба преподносит ему сюрприз в виде бегства его матери с давним любовником в Лондон. Вместе с нею уезжают и сёстры Люсинда Франсес и Элинора Агнесс. Обе сестры прекрасно поют, для них бегство матери – шанс выступать на большой сцене, и они принимают его.

Младший Шоу остаётся с отцом, т.к. считает себя не вправе бросить этого угрюмого, малоразговорчивого, но очень доброго человека.

Через год после поступления в агентство, «собиратель податей» получает повышение в виде должности кассира, ЗП так же повышается, но почти вся уходит на лекарство отцу, - тот болен чахоткой (туберкулёзом).

Эту же болезнь увезла с собой в Лондон одна из сестёр Шоу – Элинор.

В 1876 году умирает отец. Через год умирает и сестра. Бернарда больше ничего не держет в опостылевшем Дублине, а в Лондоне в его утешении так нуждаются мать и старшая сестра! Он переезжает к ним.

За четыре года работы в агентстве Джордж Бернард настолько возненавидел работу по отъёму денег у малоимущих, что наотрез отказывается продолжить заниматься ею в столице. Вместо этого он решает заняться журналистикой и литературой, тем паче, что социальные проблемы интересуют его давно.

Под влиянием собственных мыслей он вступает в «Фабианское общество», созданное для распространения социалистических идей, и посвящает ему почти 30 лет своей жизни, активно пропагандируя идеи социализма в своих лекциях по социологии.

В 1890 году Бернард Шоу читает критическую лекцию, посвящённую творчеству Генрика Ибсена под названием «Квинтэссенция ибсенизму», которая становится манифестом новой драмы. В этом же году Шоу близко сходится с театральным критиком Уильямом Арчером, который вводит его в театральный мир. Шоу публикуется в еженедельнике «Уорд» и «Пелл-Мелл газет», пишет музыкальные рецензии в «Стар», становится штатным музыкальным критиком в «Лондон вёрлд», а через 5 лет занимает эту же должность в лондонском журнале «Сетердей ревю».

Карьера идёт в гору, налаживается и личная жизнь. В «Фабианском обществе» он встречает свою будущую супругу Шарлотту Пейн-Таунсхенд, которая так же озабочена целью - установить социализм мирными средствами по всей планете, путём распространения социал-демократических идей. Брак зарегистрирован в мэрии Лондона в 1898 году. Но, надо сказать честно, Джордж Бернард Шоу не был верным мужем, что быстро «отрезвило» покорённую его красноречием Шарлотту, брак держался лишь на её терпении и умении прощать.

Активно занимающийся политикой, Бернард не может отойти в сторону и в годы Первой мировой. Он пишет большой очерк «Война с точки зрения здорового толка», где гневно критикует слепой патриотизм Англии и Германии, призывая их немедленно начать переговоры о мире.

Чуть раньше выходят его романы «Неразумный брак» и «Любовь артиста», которые, увы, не имеют успеха.

Не имели успеха и последующие за романами 9 полнометражных пьес, среди которых «Сердцеед», «Профессия миссис Уоррен» и «Кандида», пока за их постановку не взялись Джон Ведренн и Харли Гренвилл-Баркер, уговорив автора несколько изменить концовки пьес.

И тогда пришёл успех! За три года (1904-1907гг.) по его пьесам было поставлено более 700(!) спектаклей, а в 1913 году театр взорвался рукоплесканиями после постановки его новой пьесы «Пигмалион».

Сейчас уже ни для кого не секрет, что жемчужину *шоувских* пьес могла постигнуть судьба других, невостребованных произведений, не подкорректируй автор окончание действия. Изначально Элиза Дулиттл оставалась один на один со своими новыми безупречными манерами, выброшенная на улицу профессором фонетики, как использованная игрушка. Нет, вовсе не потому, что Хиггенс жестокосерден, он – продукт того общества, в котором его воспитали. А вот несчастная девушка, с чьей помощью Генри выиграл пари, уже не может вернуться в прежнюю среду, от которой она отказалась, но и остаться в новом для неё обществе тоже не может, - оно отторгает её, как недостойного кандидата, не имеющего права на место в связи с низостью рождения.

И только через год, когда Бернард заменил-таки финал «у разбитого корыта» на «сказку о Золушке», пьеса смогла покорить сердца тысячи тысяч зрителей. Задуманная изначально, как жестокий сатирический удар по чванливому английскому обществу, пьеса перерождается в фантастическую историю о гусенице, которая под влиянием молодого человека и любви к нему, раскрывается ярчайшей бабочкой, которая смогла покорить чопорного джентльмена из высшего общества и обрести новую, счастливую жизнь вместе с ним.

Вот такая метаморфоза! Вот такие шутки богов!

В 1925 году, через 12 лет после выхода в свет своего «Пигмалиона», Джордж Бернард Шоу получает Нобелевскую литературную премию «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за точное объединение сатиры с исключительной поэтической красотой.»

За что боролись, на то и напоролись, говоря по-русски. Желание «осудить и наказать!» обернулось овациями и «орденом подвязки» в конечном итоге.

Шоу бросает борьбу с несправедливостью этого мира, отходит от реализма и использует в своих письменных раздумьях на политические и экономические темы приёмы античной комедии. Последние свои произведения, выдержанные в этом стиле, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал за несколько недель до своей смерти – в 1950 году.

После смерти своей жены Бернард почти не выходит из дома, пишет урывками, предпочитая проводить больше времени в своём саду, в графстве Хартфордшир, где они с женой обосновались под старость лет.

В преклонном уже возрасте (94 года!), работая в саду, он упал и сломал шейку бедра. Потеряв возможность двигаться, старик быстро «подхватывает» почечную недостаточность и 2 ноября 1950 года английский драматург, идеалист, романист и романтик ирландского происхождения умирает в собственном доме.

Тело его было кремировано, согласно его завещанию, а прах развеян над водами Темзы вместе с прахом его жены.

В 1956году американский композитор Фредерик Лоу пишет мюзикл «Моя прекрасная леди» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» с уже исправленным финалом, само собой, и пьеса получает вторую жизнь, разлетевшись по всему миру в виде отдельных песен, танцев и поставленных по мотивам мюзикла фильмов.

Многие любители искромётных, красочных, добрых и весёлых шоу и имя-то самого Шоу знают только благодаря этому произведению. Факт!

top
Halida Rojkova

Блестящая работа! Браво, Юля!+++++++++++++

spe
Владислав Черных

Я как-то и не знал, что он так долго прожил, спасибо за интересную статью...

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+