Это понятие из арсенала психодиагностики и экспериментальной психологии, т.е. тех отраслей психологии, которые непосредственно связаны с разработкой и применением тех или иных исследовательских методик, характерных для этой науки, и тестов в том числе.
Сам термин «валидность» восходит к латинскому слову «validus», которое можно перевести как «достойный», «сильный» или «здоровый». Иными словами, речь идёт о степени соответствии теста тем исследовательским, психодиагностическим задачам, которые ставятся перед ним – насколько тест способен их выполнить? Даст ли объективную картину реальности, верно ли оценит психические свойства и качества испытуемого? Без этого ведь нельзя быть уверенным, что учёный сделает верные выводы в своём исследовании, а психотерапевт даст нужные рекомендации пациенту.
Главный показатель валидности заключается в том, что тест измеряет именно то качество, которое ему надлежит измерять. Вопрос не так прост, как кажется. Вспомним многочисленные «тесты на интеллект», которые нередко при меняют при принятии детей в школу педагоги, строящие из себя психологов (чего, кстати, по закону делать нельзя). Если ребёнка начинают спрашивать, как называется столица такой-то страны, просят перечислить планеты Солнечной системы – то такой тест измеряет эрудицию, но не интеллект. Настоящий же тест на интеллект оценивает мыслительные операции (исключить лишнее, выделить существенный признак и т.п.).
Впрочем, это только один аспект валидности тестов… Например, существует такая профессиональная шутка в адрес психологов-экспериментаторов: они знают всё о белых крысах и студентах-второкурсниках, но обо всех прочих не знают практически ничего… нетрудно догадаться, что речь здесь идёт о тех, кто чаще всего выступает в роли испытуемых в психологических экспериментах. А будет ли тест, разработанный и проверенный на студентах-второкурсниках, работать на школьниках или пожилых людях, или на тех, кто никогда не учился в вузе? Иными словами, можно ли результаты данного исследования распространить на все подобные объекты и явления? Это называется внешней валидностью. Её частный случай – операциональная валидность: насколько соответствует исследовательская методика тем теоретическим предпосылкам, на которых строится эксперимент.
Внутренняя же валидность – это показатель степени влияния независимой переменной (т.е. того фактора, который определяет сам экспериментатор, ставя испытуемого в определённые условия) на зависимую переменную (т.е. на то, что «тянет за собой» изменение независимой переменной»). Скажем, экспериментатор уменьшил интенсивность стимула, и испытуемый стал демонстрировать другую реакцию – а почему это произошло? Потому, что стимул изменился – или потому, чт испытуемый устал?
Как проверяется валидность теста?
Можно взять уже существующую исследовательскую методику, доказавшую свою состоятельность, и сопоставить её результаты с новой, причём берутся методики, основанные как на сходных теретических предпосылках (конвергентная валидность), так и на различных (дискриминантная валидность).
Проверяется валидность и посредством внешних критериев, т.е. сопоставлением того, что она показывает, с практикой – там, где информация известна из других источников (такой информацией может быть, например, успеваемость студентов).
Словом, установление валидности теста – дело сложное, иной раз занимающее не один год. Разумеется, нет и речи ни о какой валидности на тех сайтах, где тесты составляют сами пользователи. И конечно, не являются валидными те «тесты», которые не имеют научной основы («Кем вы были в прошлой жизни») или основываются на ложных гипотезах («Совместимость характера по группе крови» и т.п.)