Музыка – понятие настолько же древнее, как и человек. Появилась она даже раньше, чем человек научился говорить, сначала в виде ритмичных ударов камня о камень, потом – в виде голосового подражания пению птиц и другим, окружающим мир, звукам. Вместе с развитием человека развивалось и его умение наиболее точно воспроизводить те или иные звуки. Кому-то это удавалось довольно точно, кому-то – хуже.
Шло время, и вот уже современные мастера вокала поражают нас широким голосовым диапазоном, умение с легкостью воспроизводить сложные мелодии и ритмы. Но только ли это умение называют пением? Почему тогда электронная музыка трогает нас гораздо меньше, чем человеческое исполнение? Ведь электронно выверенные звуки и длительности гораздо точнее человеческого воспроизведения?
А вот в этом и кроется ответ на вопрос, можно ли научить пению. Научить достаточно точному воспроизведению звуков, конечно, можно. Маленькие дети, жадно воспринимающие любую новую информацию, с удовольствием поют, и, чем раньше они начинают регулярные занятия музыкой, тем лучше у них развивается слух и умение владеть голосом. Даже дети, не способные повторить правильно и двух нот (про таких говорят, что они лишены музыкального слуха), уже после нескольких месяцев регулярных занятий музыкой мало отличаются от других, которые имели слух в самом начале занятий. Любого из них можно научить петь на уровне самодеятельного, «домашнего» исполнения.
Научить петь взрослого человека тоже можно, но уже значительно сложнее. Причина этого – менее эластичные голосовые связки, более устойчивая, «жесткая» дыхательная система. Но и в этом случае есть возможность развить способности к пению.
Как правило, люди, умеющие сколько-нибудь точно копировать манеру и голос знаменитостей, уже мечтают о карьере великих певцов. Пример тому – многочисленные «фабрики звезд». Здесь учат не только следовать мелодии и ритму – основам сценического поведения, «подаче» зрителю. Но, как видим, только единицы из них становятся настоящими артистами, потому что, главное все-таки в пении – душа, которой пронизана каждая нотка, каждое движение, каждый жест. Индивидуальные особенности голоса, наличие собственных обертонов (частотных модуляций голоса, придающих ему неповторимый тембр, узнаваемость) в совокупности с умением управлять им, умением выразить голосом все чувства – вот этому научить нельзя, именно это и зовется талантом. А талант, как известно - дар божий.
По-настоящему талантливых людей немного, а ремесленников от пения – пруд пруди. Такими ремесленниками забит весь шоу – бизнес. Бабочки-однодневки быстро появляются, в зависимости от платежеспособности спонсора вспыхивают с разной степенью яркости, и так же быстро гаснут, как только спонсор теряет интерес к такой «звезде». Бывает, конечно, что талант развивают именно из таких вот звездочек-ремесленников, но, как уже говорилось, это происходит настолько часто, насколько часто рождается очередной талант.
Проблема не в том, можно или нет научить пению. Настоящая проблема в том, как не просмотреть настоящий талант, не дать ему завять только потому, что обладающий им не имеет возможностей для его развития.