Торговый представитель иначе именуется торговым агентом или менеджером по продажам. Это посредник между компание-дистрибьютором или производителем с одной стороны (собственно, ее-то он и представляет) и розничной торговой точкой – с другой. Главная задача торгового представителя – это нахождение на своей территории клиентов (т.е. тех самых розничных торговых точек), готовых принимать на реализацию то, что предлагает его фирма.
К профессии менеджера по продажам как нельзя лучше применима известная пословица «Волка ноги кормят». Объезжая торговые точки, он предлагает товар своей фирмы, ведет переговоры с их владельцами и заключает соответствующие договоры. Но на этом его обязанности не заканчиваются. Торговую точку, где продукция родной фирмы уже продается, нужно регулярно посещать, дабы оценить, насколько хорошо это дело идет, да и необходимости текущего консультирования клиента никто не отменял – это все входит в понятие работы с существующей клиентской базой. Ну и, конечно, на имеющейся клиентской базе останавливаться нельзя – ее нужно расширять, искать новые торговые точки. Разумеется, по всей выполняемой работе надо вести отчетность.
В каких-то конкретных организациях у торгового представителя вполне могут быть и какие-то дополнительные функции. Так, например, на него может быть возложена обязанность обучать продавцов в торговых точках-клиентах, как лучше продавать тот или иной товар от данной фирмы, он может иметь дело с дебиторской задолженностью, участвовать в работе отдела продаж, проводить анализ рынка, отслеживать, какие цены у конкурентов.
Как видим, труд торгового представителя – нелегкий труд. По сути дела, ему нужно быть одновременно и консультантом, и бухгалтером, и психологом, и водителем, да еще вечно кто-нибудь его работой недоволен: то продал мало, то клиент заявляет, что продукцию плохо берут – словом, со всеми звеньями продажной цепочки торговый агент дело имеет, и у каждого – какие-то претензии.
Но есть у такой работы и определенные достоинства. Наряду с упоминавшейся уже достойной зарплатой можно назвать тот факт, что торговый представитель не сидит постоянно в офисе, где можно не вовремя попасться на глаза начальнику.
Высшее образование в сфере торговли в этой профессии необязательно – не помешает, конечно, но достаточно и среднего. А главное – надо обладать определенными качествами личности: склонность к активным действиям, общительность, умение убеждать, и, пожалуй, даже некоторая степень наглости.
В некоторых организациях от человека, принимаемого на работу в качестве торгового представителя, требуют еще и наличие собственного автомобиля, в других же предоставляют служебный транспорт.