В современном же языке этим словом, как правило, обозначается отказ от своих убеждений, причём чаще всего имеются в виду убеждения религиозные.
В христианстве существует для этого специальный термин – «апостастия», что по-гречески как раз и означает «отступничество». В античной литературе, откуда это слово позаимствовано, оно обозначало мятеж против правителя, отступление от него, в христианстве же было осмыслено как мятеж против Бога.
В католицизме выделяют три вида отступничества (апостасии): во-первых, это полный отказ от христианской веры (в пользу какой-то другой религии или атеизма), во-вторых – отказ от священнического сана, в-третьих – отказ от монашеских обетов, возвращение монаха в мир. Халкидонский собор, состоявшийся в 451 году, постановил в последних двух случаях отлучать от церкви, но сейчас такой строгости уже нет.
В православии не такого чёткого разделения на категории: отступничество – оно отступничество и есть… без категорий. В нашей стране до Октябрьской революции оно считалось ещё и преступлением – только для православных христиан, конечно, никто не стал бы карать иудея, решившего стать мусульманином, а вот применительно к православию последствия могли быть очень серьёзными: сам христианин, поменявший веру, ограничивался в правах, а действия, поспособствовавшие отказу другого человека от веры, карались тюрьмой, каторгой или ссылкой.
Говоря об отступничестве, нельзя не упомянуть об историческом деятеле, заслужившем прозвище Отступник – римском императоре Юлиане Флавии Клавдии, правившем в 361-363 гг. Этот человек, известный как Юлиан Отступник, был племянником Константина Великого. В шесть лет он лишился отца и старшего брата –и воспитывался при дворе своего дяди Констанция II, который был причастен к убийству отца и казнил брата. Христианское воспитание Юлиана было возложено на епископа Евсевия Никомедийского, известного своей надменностью и интригами, да и другие арианские епископы не отличались высоким моральным обликом. Что можно было воспитать в такой обстановке? Разве что отвращение к христианской вере.
И вот, придя к власти в 361 г. он ставит себе цель – возрождение эллинского язычества. Примечательно, что борьбу с христианской Церковью он начинает под знаменем… веротерпимости (как бы сказали сейчас – «толерантности»). Он открывает языческие храмы, закрытые при Константине Великом, и пытается придать язычеству черты христианства: создать монастыри, требовать от жрецов, чтобы они занимались проповедью и благотворительностью. Современники-христиане (в частности, Григорий Богослов) сравнивали всё это с попытками обезьян подражать людям (ну какие монахини из жриц Афродиты?). Он возвращает из ссылки всех священников, придерживающихся самых разных точек зрения в богословских вопросах – внешне это тоже выглядело как проявление «терпимости», в действительности же Юлиан надеется, что богословские споры разрушат Церковь. Наконец, он предпринимает попытку отстроить Иерусалимский храм – дабы доказать ложность слов Спасителя о том, что от него не останется камня на камне.
Очень скоро Юлиан убедился, что в терпимость он «переиграл»: среди возвращённых им из ссылки был святитель Афанасий Александрийский. Этот человек смог консолидировать Церковь, что убедительно продемонстрировал Александрийский собор в 362 г. – в результате даже многие язычники приняли христианство. Юлиан поспешил изгнать Афанасия как «врага истины». Это была не единственная репрессивная мера против христиан – так, им было запрещено преподавать риторику и грамматику.
По сути дела, Юлиан пытался повернуть время вспять – отчасти он убедился в этом, посетив в 362 г. Антиохию, где христианское население не спешило принимать язычество. Юлиан не нашёл ничего лучше, чем закрыть главную антиохийскую церковь, которая при этом была ещё и разграблена, происходит подобное и в других городах. Разумеется, всё это не оставляет равнодушными и христиан, которые в ответ разбивают изображения языческих богов. Такая вот получилась «веротерпимость»!
В 363 г. землетрясение уничтожило всё, что было уже сделано на месте Иерусалимского храма – он так и не был восстановлен. В том же году Юлиан погиб в сражении с персами. Как это случилось – толком не знает никто, но версий много: говорили, что он был убит христианином, что он, видя безнадёжное положение своей армии, сам бросился на вражеское копьё, что он случайно получил удар копьём во время панического бегства воинов и даже – что он был «убит завистливым злым духом».
Рассказывают также, что, получив смертельную рану, император собрал в пригоршню свою кровь и, подняв руку к небу, воскликнул: «Насыться, Галилеянин! Ты победил!» Вероятнее всего, это легенда – вряд ли он так сказал. Но у Юлиана были все основания признать своё поражение, которое, наверное, было закономерным: от отступничества добра ждать не приходится.