Комсомольских поэтов было много. Степень талантливости – от никакой до супер-гениальности. Главное в стихотворении – это наличие идейности, а для того чтобы стихи появились в печати поэт должен иметь «нужное» происхождение. Помните знаменитое - «из рабоче-крестьянской среды вырос». К тому же следовало подобрать «нужный», то есть актуально звучащий псевдоним. Равнялись на живого пролетарского классика – максима Горького. Так появились Демьян Бедный, Михаил Голодный, Артем Веселый, Безыменский, Скиталец, Иван Приблудный и другие. Не все они сразу стали «певцами комсомола», а вот стихи писали почти под копирку - резкие и часто зло-веселые, похожие на частушки и агитки одновременно, к тому же написаны они были на доступном для понимания широких масс трудящихся псевдонародном языке.
Темы, разумеется, выбирали не сами, старшие товарищи «твердой рукой партийца и преданного ленинца» направляли их поэтическое перо. Новые реалии жизни – тема номер один. Комсомолия – это новая страна на карте будней, это та сила, которая способна, конечно, рука об руку с партией построить единую общность счастливых людей. А раз так, то долой сомнения и идеологические колебания! Партия сказала НАДО, комсомол ответил ЕСТЬ! Вздыбленная революцией и гражданской войной Россия должна была, как можно скорее, начать жить и думать по-новому. И ничего, что стихи порой страдают от неправильностей речи, от отсутствия рифмы или, наоборот, присутствия «дикой» рифмы. Главное, чтобы была выдержана идеологическая платформа. Об этом новом, сулящем коммунистический рай на земле, следовало говорить постоянно и всем «до единого человечка» разъяснить, что нужно немного потерпеть, а там…
А там ждали годы строительства колхозов, раскулачивания, потом страшных сталинских репрессий. И все труднее становилось писать о «пролетарских тяжких буднях», сквозь которые непременно нужно было пройти, чтобы попасть в светлое будущее, которое почему-то, несмотря на все усилия, так и не хотело наступать. И голоса комсомольских запевал или потихоньку умолкли совсем, или «стихли до шепота». Имена почти всех этих поэтов сегодня никто и не вспомнит – закономерный конец любого конъюнктурщика. А вот о некоторых можно сказать, что они забыты незаслуженно. К их числу, как мне кажется, относится Михаил Светлов.
Еврейский мальчик, пусть даже очень талантливый, но имеющий фамилию Шейнкман, вряд ли когда-нибудь прорвался бы в ряды комсомольских поэтов. Другое дело Михаил Светлов – и в духе времени, и звучит с намеком на светлое будущее, строительством которого занята вся страна. А стихи этот вихрастый мальчик с большими грустными глазами писал славные. Они были задорными и звали «в неведомые самому поэту дали», и при этом вовсе не были похожи на плакатные вирши Бедного и Безыменского. В них звучала настоящая романтика революции, и заподозрить автора «Гренады» и «Каховки» в конъюнктуре очень сложно. Он искренне ВЕРИЛ в то, о чем писал.
Гражданская война. Нет ничего страшнее! Брат - на брата, отец – на сына! Смерти, кровь, разруха… А украинский хлопец как будто и не видит всего этого, он мечтает о том времени, когда все люди на Земле будут счастливы. И даже в там, в далекой, неведомой ему Гренадской волости. Пусть всем будет хорошо! За это он готов умереть, за это сражаются и его товарищи. Они поют новые песни, которые придумала жизнь, и их не пугают трудности. Оптимистично, не правда ли? И без излишней плакатности, без надрыва – все просто и ясно. И очень лирично. Надо сказать, что позднее творчество Светлова, например, его стихи о любви, о женщине, о матери, о Великой Отечественной войне, - это зрелые размышления настоящего поэта, умного, искреннего, простого в выражении своих мыслей и слегка ироничного в изображении действительности.
О комсомольских поэтах сегодня говорят только литературоведы и историки. Каждый выражает свою точку зрения, говорит и пишет о том времени, клеймя позором приспособленцев от литературы, «по косточкам» разбирая их стихи и обязательно указывая на неточности рифмы, поэтическую беспомощность и убогость выражения мыслей. Имеют право – работа у них такая. А что делает обычный читатель? Цитирует понравившиеся ему строчки и порой даже не задумывается о том, кто их автор.