icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Тамара Меркулова
Люди, биографии

Кто такая Роза Бертен ?

  • 1320
  • 9

Кто такая Роза Бертен ?

М
Милейшая Констанция Бонасьё могла бы прожить дольше и с большей приятностью, если бы она не занималась тем, чем заниматься не могла, политическими интригами. Ах, лучше бы она отдалась всей душой делу реальному, делу простому, и делу женскому.

Жизнь Розы Бертен (1747 —1813) служит тому подтверждением. Эту даму считают первым модельером из многих, в земле французской просиявших. Благодаря своим талантам она не только стала известной, как модистка королевы Марии-Антуанетты, но – что гораздо важнее – смогла пережить свою царственную заказчицу, и даже обслуживала тех, кого привела к власти Революция.

Розу Бертен при рождении назвали Мари-Жанна. Она родилась в городке Абвиль в северной французской провинции Пикардия. Ее семья была не бедная, но и не богатая. Отец служил в полиции, мать была сиделкой. Провинциальное служилое дворянство без каких-либо претензий на игры в высокую политику и на жизнь в столице мира, Париже.

В этот самый Париж девушка сбежала от скучной провинциальной жизни, едва ей исполнилось 16 лет. В столице она стала ученицей модистки, а через несколько лет – компаньонкой в швейной мастерской.

Спустя некоторое время мадемуазель Бертен сменила свое имя на «Роза», потому что так было красивее. В 1770 году она открыла магазин одежды под названием «Le Grand Mogol» («Великий Могол») в центре Парижа, на улице Сент-Оноре. Сюда повалили богатые и знатные клиентки, в том числе, и фрейлины Марии-Антуанетты. Эти дамы не скупились, были падки на лесть и любили оригинальность в нарядах. Роза Бертен проявила деловую хватку и талант, предоставив им и лесть, и сплетни и необычные платья. Магазин расширился. Теперь здесь работало 30 швей.

В 1772 году клиентки-аристократки поспособствовали тому, чтобы юная модистка попала ко двору, где она понравилась молодой королеве Марии-Антуанетте (1755 — 1793). Мария-Антуанетта в 1770 году стала женой короля Людовика XVI и приехала в Париж из родной, милой Вены. В общем-то была Мария-Антуанетта еще девчонка и Роза Бертен, которая была на 8 лет старше, юной королеве понравилась не только, как модистка, но и как старшая подруга.

Два раза в неделю модельер Роза Бертен демонстрировала Марии-Антуанетте свои «изобретения». Новые наряды и аксессуары тут же подолгу обсуждались. Королева просто одержима была своим гардеробом. Платьев должно было быть много, чтобы менять их по нескольку раз на дню. Платья должны были быть оригинальными, чтобы их постоянно обсуждали. Платья должны были быть дорогими, чтобы ни у кого больше таких не было. Платья Розы Бертен удовлетворяли всем этим условиями. Каждое из них было великолепным, каждое из них можно было назвать произведением искусства, каждое из платьев Розы Бертен стоило очень дорого: от 1000 до 6000 ливров. Кстати, излишняя дороговизна королевских нарядов и слишком блестящий шик был одним из пунктов обвинения, по которым Марию-Антуанетту революционеры отправили на эшафот в 1793 году.

Но до этого печального события было еще 20 лет. Все эти годы Роза Бертен одевала королеву, за что вполне заслуженно получила прозвище «министра моды». Благодаря этому она стала влиятельной фигурой при королевском французском дворе.

Придумкой мадам Бертен были «модные куклы», которые мы бы сейчас назвали манекенами. Их почему-то называли Пандорами. Куклы эти были самых разных размеров. Были эти Пандоры даже в человеческий рост. Их одевали по последнему писку моды и демонстрировали королеве и ее фрейлинам. Более того, наряженных Пандор отправляли в соседние страны, где дамы высшего света могли по ним наблюдать за новинками парижской моды. Модных журналов еще не придумали, да к тому же некоторые прелестницы не умели читать.

Все хорошее проходит быстро. Прекрасные 20 лет придворной карьеры Розы Бертен промелькнули, как прекрасное мгновение. А дальше пошла черная полоса. Началась революция. Многие блестящие клиенты королевской модистки сбежали из страны, многие вообще нашли смерть на эшафоте.

Многие революционеры косились на Розу Бертен. В явной контрреволюции даму обвинить было нельзя. Весь ее арсенал состоял из иголок, ниток и булавок. Но обвинители смотрели в корень: Роза Бертен потакала капризам королевы и ее фрейлин и, таким образом, разоряла страну. Впрочем, в 43 года женщины не так пугливы, как в юности. Роза Бертен продолжала служить Марии-Антуанетте и обшивать свергнутую королеву. Правда, теперь было не до роскоши. Модистка в основном переделывала старые платья.

Людовика XVI казнили 21 января 1793 года. После казни мужа Мария-Антуанетта надела простое траурное платье, пошитое ей все той же Розой Бертен.

15 октября 1793 года начался суд над Марией-Антуанеттой. Ее обвиняли в шпионаже и предательстве Франции (бывшая королева, как уже сказано, была родом из Австрии). Суд был скорый. На следующий день, 16 октября в 4 часа утра Марии-Антуанетте зачитали смертный приговор, а в 12 часов 15 минут пополудни ее обезглавили.

Для Розы Бертен это был сигнал. Она уничтожила все документы, которые могли бы ее изобличить, в том числе, счета и бухгалтерские книги. Свое предприятие она ухитрилась перевести в Лондон, где продолжала обшивать кое-кого из своих прежних клиентов.

Но времена меняются. Всего через два года, в 1795 году, Роза Бертен смогла возвратиться во Францию. На смену пламенным и безбашенным санкюлотам-бесшатанникам пришли серьезные люди. У которых, к тому же были жены, которые хотели красиво одеваться. Одной из главных клиенток Розы Бертен стала Жозефина де Богарне, супруга Наполеона Бонапарта. Труды модистки по-прежнему оплачивались дорого. Роза фактически восстановила все свое имущество, и купила дом в парижском пригороде, Эпине-сюр-Сен. В этом доме она и умерла 22 сентября 1813 года. Было ей 66 лет, и она уже не занималась модельным бизнесом. Во-первых, не было особенного желания. Всех денег все равно не заработаешь. А во-вторых, мода за последние десять лет ее жизни настолько изменилась, что бывшая «министр моды» отчаялась за ней угнаться.

spe
Владислав Черных

Надо же, и два века назад за модой было трудно угнаться! Наверное, и питекантропши в свое время друг на дружку косились - у кого шкура помодней щепкой заколота )))

deb
Иван Иванов

Прочитал с удовольствием, так держать, спасибо, многое не знал

mas
Марк Блау

Ничего не знал об этой женщине. И ведь действительно, нашла свое дело.

pro
Семен Цыгановский

Понравилась реплика про мадам Бонасьё. С трудом представляю ее, поставляющую брабантские кружева королевским фрейлинам.

spe
Юлия Дворникова

— Ваше высочество, может, всё дело в нашем левом крыле? Оно ненадёжно.
— Меня и центр беспокоит…
— Может, стоит всё-таки в данном случае поднять верх сверху и понизить низ снизу?
— Так и сделаем! Два ряда выточек слева, два справа. Всё решение — в талии! Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!
— Гениально! Гениально, как всё истинное.
— Именно на уровне груди. Шестьдесят шесть. Я не разрешу опускать линию талии на бёдра. Сто пятьдесят пять. В конце концов, мы — центр Европы, я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия. Хотите отрезной рукав — пожалуйста. Хотите плиссированную юбку с выточками — принимаю и это. Но опускать линию талии не дам! Хотя... Талия — на десять сантиметров ниже, чем в мирное время.
— Ниже?
— То есть выше.
— А грудь?
— Что грудь?
— Оставляем на месте?
— Нет, берем с собой!

Из фильма "Тот самый Мюнхаузен."

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+