Родилась будущая актриса в 1905 году в Стокгольме. Мать-продавщица и отец-уборщик не могли дать образование детям, среди которых Грета Ловиса Густаффсон (именно таково ее настоящее имя) была третьей, и совсем тяжело стало после смерти отца: Грета бросила школу и работала то уборщицей, то служащей в банке, то продавщицей… впрочем, именно в магазине ей впервые улыбнулась удача: симпатичной девушке поручили рекламировать шляпки – и на нее обратили внимание деятели рекламы.
В своем первом рекламном ролике – «Как не надо одеваться» – Грета снялась в 1921 году. Потом были другие ролики, а потом и эпизодические роли в фильмах. И тут Грета подтвердила известную истину: «Нет маленьких ролей – есть маленькие актеры». Она «маленькой» не была даже в эпизодах – и была награждена стипендией, позволившей учиться в театральной школе Королевского драматического театра.
Талантливую студентку заметил режиссер Мориц Стиллер и предложил ей роль в фильме «Сага о Йесте Берлинге». Грете это далось совсем не легко и не просто: пришлось научиться светским манерам, похудеть и наконец – взять звучный псевдоним Гарбо – но оно того стоило. За первым успехом последовал «Безрадостный переулок» Г. Пабста, в одночасье сделавшей Гарбо «звездой» европейского уровня.
Настало время покорения Голливуда. Там Грете предложили контракт одновременно с М. Стиллером, давшим ей «путевку в жизнь», но у него в США как-то не заладилось, а вот Грета имела успех в первом же своем голливудском фильме – «Поток», вышедшем в 1926 году. В тот же год вышел другой фильм с ее участием – «Плоть и дьявол», оказавший влияние не только на творческую, но и на личную жизнь: Грета и ее партнер по этому фильму Джон Гилберт полюбили друг друга и собирались пожениться.
Тем временем Мориц Стиллер, которого Грета считала близким другом, уволенный после нескольких скандалов, умер в Швеции. Руководство студии не разрешило Грете съездить на похороны, и это стало для нее таким ударом, что на свою свадьбу с Дж.Гилбертом она не пришла. Это история стала тяжелым ударом для Греты Гарбо и заставило ее восстать против неписанных законов жизни голливудских актеров: появление на публике – только в фильмах, интервью – крайне редко, позирование перед фотокамерами – никогда. Жизнь актрисы была окутана тайной.
Весьма драматическим событием истории кинематографа было появление звука в кино. Многие актеры не смогли приспособиться к новым условиям – но только не Грета Гарбо. Она от таких перемен только выиграла: теперь она покоряла зрителей не только красотой и актерской игрой, но и своим голосом – низким и чувственным. Ее первым звуковым фильмом стала «Анна Кристи».
Став звездой, она могла диктовать условия. С 1932 года Г. Гарбо работала по новому контракту, позволявшему ей самой выбирать и партнеров, и сценарии, и даже режиссеров. Так, в фильме «Королева Кристина», который, наверное, был ей особенно близок – ведь она играла там королеву родной страны – она потребовала заменить Л.Оливье на Дж.Гилберта. Далее последовали экранизации известных романов – «Анна Каренина», «Дама с камелиями» – и наконец фильм «Ниночка». Эта картина затрагивала историю нашей страны, повествуя о большевичке Нине Якушевой. В фильме героиня приезжает во Францию, чтобы там продать драгоценности, реквизированные в 1917 году. Результатом стала номинация на «Оскар» – и грандиозный скандал в СССР.
В 1941 году Грета Гарбо неожиданно променяла кинематограф на затворническую жизнь в апартаментах на Манхэттене. Конечно, были и журналисты, пытавшиеся сфотографировать ее в самые неподходящие моменты, и не прекращающиеся предложения, на которые она отвечала только одно – «Оставьте меня в покое»… Что заставило актрису так поступить? Чувство, что исчерпала себя? Отвращение к общей атмосфере «фабрики грез»? Загадка… так прошло почти 50 лет – и в 1990 году Грета Гарбо ушла из жизни.
И уже после смерти великой актрисы открылась еще одна ее тайна. Архив шведской разведки, рассекреченный в 2000 году, поведал миру, что во время Второй мировой войны актриса создала большую агентурную сеть в Норвегии. Ее стараниями было сорвано создание атомной бомбы фашистской Германией: норвежский завод, игравший в этом одну из ключевых ролей, был выведен из строя, а физику Нильсу Бору помогли бежать из Дании… вот такой оказалась последняя тайна Греты Гарбо!