Традиция отмечать такой день распространена в разных странах Юго-Восточной Азии: Китае, Сингапуре, Японии, Тайланде, и связывается она не только с почтением к предкам, но и с буддизмом. Легенда гласит, что один из учеников Будды по имени Маудгальяяна обладал способностью перемещаться между мирами. Посетил он и царство голодных духов – своеобразный аналог ада, его обитателей обычно изображают с раздутыми животами и очень маленькими ртами – такой облик символизирует вечное желание, которое невозможно утолить. В этом страшном месте Маудгальяяна встретил свою мать – и, конечно, не мог остаться равнодушным к ее страданиям: он устроил для Будды и его последователей пир. Оценив поступок ученика, Будда вытащил его мать из царства голодных духов посредством веревки.
В память об этом в День голодных духов буддийские монахи совершают церемонию «освобождения горящих ртов». Проводят ее вечером, когда призраки, согласно поверию, ходят по земле. Председатели церемонии надевают красные пятиконечные шапки, украшенные золотом, а у их помощников (монахов моложе 18 лет) – другой символ, колокольчик. С помощью магических инструментов в виде скипетров, ложек и зеркал монахи «открывают горло» духам, «кормят» их, снимают с них грехи и указывают прибежища и пути к спасению.
Но, конечно, церемонией с участием монахов дело не ограничивается. В каждой стране праздник имеет свои особенности – например, в Японии устраивают танцы и игры, причем особенно любят перетягивание каната. В Тайланде устраивают красочные парады и ярмарки, представления с танцами львов. Но основной смысл всех обрядов все-таки заключается в том, чтобы накормить главных виновников торжества – голодных духов. С этой целью во время праздничного семейного застолья ставят на стол тарелки с рисом для умерших родственников, а рядом с тарелками зажигают ароматические палочки: догорела палочка – значит, дух насытился.
Угощение для духов выкладывают и на крыльцо дома, ставя рядом фонарики, чтобы духам легче было найти пищу. Как правило, для этого пекут специальный сладкий хлеб. В Тайланде готовят большие торты в виде черепах, окрашенных в красный цвет – символ удачи (они так и называются – Анг Ку, «красная черепаха»). Этих черепах не едят, а относят в храм как подношение, но внутрь торта вкладывается записка с просьбой о разрешении разделить черепаху между прихожанами – что и делается после церемонии.
Духам принято преподносить не только пищу, но и одежду, обувь, украшения, бытовые принадлежности – все эти вещи сжигают в больших печах, чтобы духи могли их получить. Правда, не всякая семья может позволить себе такое расточительство, но это не беда – можно пожертвовать не настоящие вещи, а их подобия, сделанные из бумаги. Для этой цели изготавливают даже бумажные «деньги», украшенные надписью «Банк ада». Но если уж человек богат, то он может в эту ночь демонстрировать истинные чудеса щедрости, сжигая в дар духам автомобиль или даже… дом.
Праздник голодных духов воспринимается как событие скорее радостное, чем скорбное, и все же день, когда соприкасаются мир живых и мир мертвых, требует особой осторожности. В этот день не рекомендуется жениться, отправляться в путешествие и выпускать из дома детей после захода солнца.