О чистописании и каллиграфии речи вообще не может идти. Человек, взяв в руки карандаш, рисует дом, солнце, дерево, человека, но на том же листке, тем же карандашом написать свое имя не может.
Почему у человека возникает проблема с письмом? В чем причина появления дисграфии у физически здорового ребенка? Версий, как всегда, несколько, но наиболее достоверной мне кажется одна – психологический ступор. Он может появиться на начальном этапе процесса обучения.
Дети с удовольствием учатся всему новому. Опытные педагоги, помогая ребенку развивать мелкую моторику руки, учат детей собирать пазлы, лепить, рисовать. Не каждый ребенок станет художником, но рисуют с удовольствием все дети.
Ребенок не лжет, когда рисует. Он просто не умеет это делать, наверное, поэтому в детских рисунках так точно расставлены акценты мира. По этой же причине психологи, взяв в руки листок бумаги с обычными детскими «каляками - маляками», так легко «прочитывают» все, что мучает ребенка. Его страхи, сомнения, его ощущения от мира взрослых, то, чем он доволен, а что категорически не принимает, - все расскажет рисунок.
Ребенок, больной дисграфией, тоже рисует, но не принимает написание букв ни в каком варианте. Печатные или прописные – не имеет значения. Нужно написать? Ручка летит в сторону, истерика и, как следствие, дисграфия.
В чем причина? Скорее всего, виновен тот, кто первым пытался научить малыша писать. Не каждый, кто что-то умеет, способен научить этому другого человека. Педагогический дар равнозначен таланту музыканта и художника и так же редко встречается.
Мастеров мало, а подмастерьев – легион. Часто они не учат, а калечат хрупкие детские души. Наверное, поэтому, обучаясь долгие годы в школе, колледже, лицее, институте, мы с чувством благодарности вспоминаем одного или двоих учителей. А кому-то и вовсе не везет, тот вообще никого добрым словом не удостоит.
Горе-педагогов много, но отвращение к письму может быть вызвано не только учителем. С этой задачей «успешно» справляются и родственники. Чрезмерно строгие родители порой искренне убеждены, что, заставляя ребенка делать то, что не хочет, они поступают верно. Эта абсолютная уверенность в своей правоте, умноженная на систему наказания, предусмотренную в случае непослушания, часто приводит к психологическому ступору.
Видя ручку, которой нужно что-то написать, а рядом строгого «педагога», ребенок вспоминает, как больно или унизительно он был наказан. Ступор. Ручка не пишет. Сейчас говорят: диагноз дисграфия. А раньше таких детей сразу отправляли на комиссию, а оттуда – прямая дорога во вспомогательную школу. И диагноз другой ставили. Спасибо, если не писали слово «дебил», а просто «педагогически запущенный ребенок».
Исправить положение и все же научить ребенка письменному общению сегодня помогают современные информационные технологии. Клавиатура – прекрасная замена ненавистной ручке. И писать научили, и диагноз снят.
А вот до появления компьютера выхода из такой ситуации практически не было. Агата Кристи известна всему миру как автор прекрасных детективов. Но ведь мало кто знает, что она была больна дисграфией и за всю жизнь не написала ни строчки. Все ее книги были ею надиктованы и записаны помощниками.
Как избавиться от этой напасти? Неужели нет выхода? Выход есть всегда, в любой ситуации, только не следует поддаваться отчаянию и ни в коем случае не стоит опускать руки. Не хочет ваш малыш писать? Оставьте его, попробуйте подойти к этому вопросу с другой стороны. Поиграйте в буквы, постоянно хвалите его. Не критикуйте и не высмеивайте. Никогда не сравнивайте с другими детьми.
Ничего не получилось? Не пишет? Все равно не опускайте руки. Он не хуже и не лучше других детишек. Он другой. И кто знает, может быть, пока вы читаете эту статью, где-то сидит будущая Агата Кристи и набирает текст будущего бестселлера? А может, просто надиктовывает свой шедевр, а набор проводит умная машина, так облегчающая нам жизнь и уже избавившая не одну сотню человек от фобии, которая называется «дисграфией».