Сначала немного истории. Еще в древности у правителей больших государств были советники, которые, опираясь на свои знания и опыт, советовали (оказывали консультационные услуги) своим государям. Например, по одной из версий, именно за свои советы правителю царства Чжоу, известный Лао-цзы, получил довольно хорошо оплачиваемую должность историка-хранителя. Фактически тем же занимался и его современник Конфуций, который, кстати, часто был недоволен размером вознаграждения. Великий Аристотель был не только воспитателем, но и советником Александра Македонского.
Современный консалтинг зародился вместе с промышленной революцией, которая привела не только к ускоренному развитию экономики, но и к значительным преобразованиям в системе управления. Во второй половине 19-го века появилась система научного управления производством и то, что мы сегодня привычно называем консалтингом. Правда тогда это называлось иначе — организация производства, а консультанты — эксперты по эффективности. Тогда же были созданы или основаны крупнейшие консалтинговые компании, входящие в так называемую «Большую четверку»: PriceWaterhouseCoopers, Deloite, Ernst&Young и KPMG. В начале следующего, 20-века, консалтинг начал бурно развиваться прежде всего в США. Именно тогда и появились первые профессиональные консультанты - Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэррин и Гаррингтон Эмерсон. А после «великой депрессии» 20-30-х годов прошлого столетия консалтинг прочно завоевал позиции во всех промышленно развитых странах мира.
Изначально, консалтинг был оценен наиболее крупными промышленными компаниями, которые использовали опыт и научный подход в управлении производством и предприятиями. Однако, с развитием экономики и переходом к информационному обществу, спрос и предложение по консультационным услугам проникли во все сферы экономики. Сегодня консалтинг охватывает следующие основные направления: общее и административное управление (менеджмент), управление кадрами (HR-менеджмент), оценочная деятельность, а также финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и IT- консалтинг, и естественно, производственный консалтинг.
Суть консалтинга состоит в том, что специализированная компания или лицо (консультант) оказывает предприятию или предпринимателю помощь в решении какой-либо проблемы или вопроса. Основными преимуществами консалтинга являются: независимость консультанта (он находится вне системы управления и связан только четким договором); внешняя оценка (профессиональный взгляд со стороны позволяет выйти за рамки опыта и увидеть новое решение); опыт и специализация (возможность применения эффективных и апробированных на рынке решений); временной фактор (максимальное использование труда консультанта в течение определенного времени). Недостаток у консалтинга только один (хотя он и является очень значимым) — отсутствие ответственности за результаты принятия решений на основе выводов консультанта. Иными словами, за результат всегда отвечает только руководитель и собственник компании.
Иными словами, консалтинг — это использование внешних знаний и опыта, которое на данный момент выгоднее процесса овладения этими знаниями и опытом. Ведь действительно, неграмотному (не умеющему читать цифры) обладателю наручных часов гораздо проще попросить кого-либо посмотреть на эти часы и сказать время.