Несогласным оно предлагает диалог с вооруженной до зубов полицией, водометами и слезоточивым газом. Как правило, всему этому противостоит относительно небольшая кучка людей, которые не только не согласны с подобными явлениями, но и объявляют открытую войну государству, взращивая протестные настроения в обществе. Во многих странах к внутренней оппозиции государство относится лояльно (музыкант - Джон Леннон, документалист - Майкл Мур, выдающийся кинорежиссер - Ф.Ф. Коппола, и др), но некоторых (Д. Ассанж, Э. Сноуден) упорно преследует.
Диссидентство (лат. dissidens — противоречащий, несогласный) - как общественное явление возникло в Англии в ХVI веке. Этот термин применялся к квакерам и пуританам, членам протестантских групп, которые открыто, протестовали против официальной Англиканской церкви. Диссидент (инакомыслящий) в науке и технике может играть и позитивную роль. А. Эйнштейн говаривал, науку движут вперед дилетанты, имея в виду то, что очевидное для всех, дилетанту недоступно. Его «не зацикленность», инакомыслие и приводит к открытиям.
Классическое диссидентство внезапно появилось в СССР в 60 х годах прошлого столетия среди части творческой интеллигенции, которая вдохновленная хрущевской оттепелью стала заметным фактором культурной и политической жизни общества. Природа инакомыслия среди некоторых советских писателей раскрываются в духовной исповеди одного из типичных диссидентов Андрея Синявского "Диссидентство как личный опыт" (Абрам Терц) (1982). Стремление думать и писать не как все, нарушить стройный хор голосов «За» своим решительным «Нет», привлечь внимание читающей публики своим необычным стилем и ощущением безграничной свободы. Диссидент по своей природе отрицает общепринятые взгляды и традиции, любую акцию, спускаемую «сверху» и одобряемую большинством он принимает в штыки.
В обществе всегда есть люди, которые страдают от своей чрезмерной индивидуальности и которым государство наступило на «больную мозоль». У меня есть приятель, который всегда выглядит раздражающе: не причёсан, серьга в ухе, недельная небритость, нелепого цвета рубашка, на ногах такого же цвета кроссовки. Всем недоволен, ворчит и ругается. В общем, ходячий эпатаж кем-то обиженный. Имеет блестящее юридическое образование. Безработный. Куда бы ни приходил устраиваться на работу, всюду показывают на дверь. Он даже слышать не хочет о галстуке, белой рубашке и костюме. Вот таков же психологический портрет диссидента. Если он преподаватель в Вузе, то на его лекции должен собираться весь поток, от того, что он презирает ординарность, одинаковость. Ему непременно надо изложить свои оригинальные идеи, которые составляют противоположность общепринятым. Его популярность растет, ибо «запретный плод всегда сладок».
В 1964-67 гг. идеологический отдел ЦК КПСС и 5е Управление КГБ СССР развернула неуклюжую войну с инакомыслием. Эти рыцари идеологического фронта, стали публично осуждать никому не известных писателей диссидентов, преследовать их, не понимая, что тем самым придают им ореол «узников совести». Закостеневшая сусловская пропаганда добилась совершенно противоположных результатов. В СССР ширились ряды творческой интеллигенции, которая с жадностью ловила из хрипящих и щипящих «Спидол» западные радиостанции: «Голос Америки», «Би Би Си» и «Радио Свобода», передавала из рук в руки, отпечатанные на ротапринте «запрещенные произведения».
Август 1968 года стал новым этапом развития протестного движения. Теперь диссиденты, ощутив на себе пристальное внимание властей и общества, стали выдвигать и политические требования: демократизация общественной жизни, гласность, радикальная экономическая реформа, правовое государство, открытое общество. Не без щедрой финансовой и моральной поддержки Запада диссиденты занимались:
- сбором и распространением запрещенной информации (самиздат), публиковались стенограммы судебных процессов над «узниками совести», выпускались общественно-политические, литературно-художественные, религиозные журналы, содержавшие произведения А. Д. Сахарова, А. И. Солженицына, Р. А. и Ж. А. Медведевых и др. С апреля 1968 г. стал выходить информационный бюллетень «Хроника текущих событий»;
- подготовка и распространение «открытых писем» в ЦК КПСС, в защиту осужденных. Наиболее известной акцией «подписантов» стали обращение большой группы известных деятелей против тенденций ресталинизации и письма 43 детей репрессированных коммунистов;
- проведение демонстраций. Большую известность получили демонстрации на Пушкинской площади в Москве в День Конституции в 1965 году с требованиями защиты конституционных прав, открытого суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем и на Красной площади против вторжения в Чехословакию 25 августа 1968 года;
- был создан Фонд помощи лицам, подвергшихся незаконным репрессиям, и их семьям.
В проблемах недостатка не было: тотальная цензура, свобода вероисповедания, положение отдельных этнических образований, воссоединение семей, свобода передвижений и тд. В 70 е непримиримая борьба с инакомыслящей творческой интеллигенции уносит за пределы СССР: В. Аксенова, И. Бродского, Г. Владимова, В. Войновича, С. Довлатова, Ф. Горенштейна, И. Губермана, Н. Коржавина, А. Галича, Ю. Кублановского, Э. Лимонова, В. Максимова, В. Некрасова и др.
Дело диссидентов не пропало, на их идеях выросла новая славная плеяда инакомыслящих: Б. Ельцин, А. Собчак, Г. Попов, Ю. Афанасьев, О. Адамович, С. Станкевич, В. Коротич, С.Ковалев и другие. Все они выходцы из КПСС успешно с нею расправились, а затем взялись за «нерушимый» союз.
А запрещенные книжки этих борцов, утратившие свою актуальность, давно пылятся на полках публичных библиотек или остаются невостребованными в интернете ...