Начнем с подготовки для передвижения на автомобиле в горах. То, что дорога может простить на равнине, она никогда не прости в горных условиях. Начнем с колес. Они обеспечивают сцепление с полотном дороги. Изношенный протектор не позволит во время остановиться в случае экстренного торможения. Неравномерный износ протектора может повлиять на вход в поворот и выход из него.
Самое главное при выезде на горную дорогу – это иметь надежные тормоза. Но при движении по склону одними тормозами придержать автомобиль не удаться, в горах наиболее эффективным является торможение двигателем. Выглядит несколько парадоксально, но двигатель на низких передачах включения скорости выступает в качестве дополнительного притормаживателя, только на дроссельную заслонку давить не надо.
Свет фар необходимо отрегулировать так, чтобы не ослеплять встречный автомобиль. В то же время видимость от своего освещения должна быть достаточной для просмотра трассы на определенное расстояние. Слишком далеко тоже плохо. Обычно достаточно, видеть дорогу на 2-3 с движения, чтобы иметь возможность среагировать на неожиданность, которая может возникнуть.
Движение по горной дороге в дневное время, несомненно, приятнее, поэтому желательно предусматривать перемещение по ней в светлое время суток. Для предотвращения попадания солнечных лучей на сетчатку глаза нужно обязательно иметь темные очки. Еще лучше, если они будут с антибликовым эффектом, тогда не будет ослепления при неожиданном попадании отраженного луча (бывает на дорогах после дождя такое отражение, что полностью скрывает полотно дороги, видны только слепящие от луж лучи).
Зимой солнечный свет отражается еще и от снега. Вождение автомобиля без темных очков практически невозможно, ослепление наступает в течение нескольких часов, а иногда и минут пребывания условиях заснеженных гор в солнечный день. Ожог сетчатки – крайне неприятное явление, по ощущениям тоже ничего хорошего – словно «насыпали в глаза песка», так можно его охарактеризовать.
Необходимо с собой возить башмаки-упоры, чтобы надежно фиксировать автомобиль на наклонной поверхности. Пробить колесо можно на любой дороге, но на горной проблема фиксации автомобиля более актуальная, нежели на равнине. Необходимо иметь и знаки экстренной остановки, здесь уже желателен мигающий фонарь красного цвета, треугольника будет мало.
Многие водители, впервые попав на горную дорогу, излишне пользуются тормозами. При часто торможении возникает перегрев колодок и дисков. В результате можно увидеть автомобили с заклинившими тормозами. Водитель не тормозил двигателем, понадеявшись только на тормоз. Пробег нескольких километров вниз, и жидкость в тормозной системе закипает, а тормоза заклиниваются. Экстренно помочь можно, приоткрыв на ¼ винт прокачки тормозной системы, только нужно еще знать, где он находится и как до него добраться.
На самом деле горная дорога не столь опасна, как кажется в начале. При движении по ней следует быть более собранным и аккуратным, тогда поездка окажется приятным проведением времени.