Хотеть… но – сделать? Нет, не понимаю!» –
говорит заглавный герой драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт». Композитор Э.Григ, увековечивший этого героя в музыке, считал, что драматург высветил здесь самую опасную черту норвежского национального характера…
Великий композитор был неправ только в одном: этим страдают не только норвежцы – с таким же успехом подобную характеристику можно отнести и к нашему народу. И литературных героев такого рода у нас ничуть не меньше – Манилов, Обломов… не отстают от них и реально существующие люди, причём не всегда дело касается глобальных замыслов. У скольких наших соотечественников так и не сделан в квартире давно замысленный ремонт, сколько отцов собирается пойти с сыном в зоопарк – и откладывает это каждый раз до следующего воскресения… каюсь, грешна – до сих пор не начала следующую оперу.
Но не следует думать, что это относится только к каким-то определённым народам… так, «грешил» этим знаменитый американский композитор Дж.Гершвин. Однажды его другу-пианисту надоело ждать, когда же он наконец возьмётся за обещанное новое произведение, и он взял да и… поместил в газете объявление о его премьере – с указанием конкретной даты. После прочтения газеты Дж.Гершвину ничего не оставалось, как только срочно приняться за сочинение – деваться-то было некуда, публика ждёт, публику обманывать нельзя!
Между прочим, метод весьма действенный… вот только не следует полагаться на близких – надёжнее применить его к себе самостоятельно: определите конкретный срок, когда дело должно быть сделано. Для чего-то мелкого конкретность должна быть предельной: не «я отвечу на письмо сегодня», а «я отвечу на письмо и сяду обедать» – и не садитесь за стол, пока не напишете письмо, уж что-что – а чувство голода «расслабиться» не даст.
Если же речь идёт о деле более «крупномасштабном» – результат всегда выглядит «отдалённым», а потому труднодостижимым – этакий «идеал», которого «по определению» достичь невозможно – а значит, не стоит и пытаться… Чтобы выйти из такого «обаяния бездействия», «большое» дело надо разбить на «маленькие» – и действовать так же, как с любыми другими «маленькими» делами и замыслами (как это делать – мы уже говорили). Например, работая над произведением, я устанавливаю себе «дневную норму» – сколько тактов в день я должна оркестровать (20 тактов – вполне реальная «цифра»). К слову, при таком подходе зачастую получается сделать больше запланированного, когда «входишь» в работу – не бросать же, в самом деле, на середине доминантового предыкта…
Одним словом, для быстрого осуществления (и даже вообще для осуществления) задуманного главное – внести в свою деятельность упорядоченность и некоторую «жёсткость»: выстраиваем «график работы» – и не отступаем от него ни на шаг. Кто знает, может быть, и у Маниловки был бы не столь унылый вид, если бы Манилов хоть раз сказал себе: «сегодня до ужина я должен съездить город и найти специалиста, который спроектирует мост через пруд».