icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Как 8 способами сделать больше, делая меньше?

  • 877
  • 4

Как 8 способами сделать больше, делая меньше?

Ч
«Человека создал труд», – эта истина известна нам еще со школьной скамьи. Но не менее близким к истине может оказаться и другое утверждение: человека создала… лень! Ведь жил же когда-то на свете австралопитек (а может, питекантроп), которому было лень лезть на дерево за бананом – и именно он придумал сбивать бананы палкой… в сущности, именно этот принцип на протяжении веков и тысячелетий остается основным «стержнем» технического прогресса: достигать большего, прилагая меньше усилий. Впрочем, каждый из нас может применить этот принцип и к своей жизни, для этого нужно соблюдать некоторые правила.

1. «Думать, а не трясти». Вы, вероятно, слышали весьма жестокий анекдот об эксперименте, участниками которого были обезьяна и студент. Неразумная обезьяна поставила ящики один на другой, взяла палку и достала банан, а разумный студент так долго и упорно тряс дерево, что экспериментаторы уже подсказали ему: «Посмотрите, тут есть ящики, палка, подумайте, что можно сделать». Студент же ответил: «Что тут думать – трясти надо!» Так вот, уподобляться этому герою не стоит – любая деятельность должна быть рационализирована и интеллектуализирована. На примере нас, музыкантов, могу сказать: можно десятки раз повторять пассаж – и так и не сыграть прилично, а можно проанализировать его интервальный состав, разложить на элементы, для каждого элемента рассчитать удобное положение руки – и тогда хватит 5-6 повторений.

2. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Какой бы срочной ни была работа, на ее выполнение отводится какое-то время, и это время должно быть разумно распределено, с учетом даже времени на отдых. Например, если вам нужно за день написать десять статей, решите для себя: 10 статей до обеда – 10 после обеда, и не отступайте от этого правила, даже если очень хочется поскорее все закончить. Не давая себе отдыха, вы, вероятнее всего, переутомитесь и наделаете ошибок, и тогда на их исправление уйдет и лишнее время, и лишние усилия.

3. «Я и лошадь, я и бык». Весьма распространенная ошибка – стремление взвались на себя всю работу. Особенно часто в таком положении оказываются женщины применительно к домашним делам. Между тем, муж и дети старше 6 лет вполне могут и помыть за собой посуду, и пол подмести. Да и на работе тоже каждый из сотрудников делает меньше, а в результате получается больший результат, когда обязанности распределяются разумно между членами группы.

4. «Вкалывают роботы – счастлив человек». Этот принцип нужно усвоить тем, чья деятельность связана с компьютером. Программы, с которыми вы работаете, нужно изучить досконально и знать все их возможности. Это может показаться сложным, но потом будет значительно упрощать задачу – как, например, написание макросов в Word. Каюсь, грешна – так и не научилась в программе Finale набирать ноты с помощью клавиатуры… а те коллеги, которые это умеют, утверждают, что дело при этом идет намного быстрее, чем при наборе мышью.

5. «Ничего не вижу, ничего не слышу». Во время работы нас может окружать множество отвлекающих факторов… опять же, в особой «опасности» находятся те, кто работает за компьютером. Можно научиться не обращать внимания на кричащий телевизор, поскольку он вас не касается – но как же трудно бороться с искушением лишний раз проверить электронную почту! А вот – сообщение по Skype пришло, а вот – vkontakte что-то там просигналил, а вот – facebook… минуты, которые тратятся на это в процессе работы, могут складываться в часы! Выход тут может быть один: «железной рукой» закройте все вкладки в браузере, все программы-мессенджеры и не запускайте их, пока не закончите работу.

6. «В жестоком «нет» и в нежном «да». Умение различить, когда нужно сказать «да», а когда «нет», необходимо не только в делах сердечных, но и в работе. Не всегда на пользу «природная доброта», иногда можно и вспомнить о том, что вы не обязаны выполнять чужую работу, иначе рискуете не управиться со своей. Научитесь отказывать, если не хотите, чтобы вам «сели на шею» и загрузили невыполнимым объемом работы.

7. «Второй надену я потом, я лучше нарисую дом». Вы, вероятно, помните юную героиню этого мультфильма, которая устраивает дома сущий погром, поскольку ни одно действие не доводит до конца (даже второй чулок она так и не надела). Бывает, что грешат этим и взрослые. Хвататься сразу за несколько дел – не самая продуктивная тактика. Исключение составляют те дела, которые могут какое-то время делаться без вашего участия (например, стирка в машине автомате или суп на плите). Те же дела, которые требуют активного участия (например, работа над статьей и помощь ребенку-первокласснику в приготовлении уроков) надо выполнять последовательно, а не параллельно.

8. «Может быть, когда-нибудь». Психологи называют это явление прокрастинацией. Вы знаете, что нужно писать отчет – и вы непременно начнете это делать, вот только чаю выпьете… а теперь надо помыть посуду… и пол подмести не мешало бы… может найтись еще уйма дел, истинная цель которых – отложить «еще на чуть-чуть» действительно важное дело, которое вы почему-то боитесь. Самый действенный способ борьбы с прокрастинацией – планирование своей деятельности, причем планирование жесткое, с указанием конкретного времени, когда вы возбметесь за то или иное дело. А дальше уже вступит в действие принцип «глаза боятся, а руки делают», это тот случай, когда главное – начать.

Следовать этим правилам не всегда бывает легко, тем не менее, они себя оправдывают.

deb
Наталья Реутова

Отличные рекомендации! Помогают экономить ценное время и успевать жить :)) +++++++

top
Halida Rojkova

Отличная работа! Так много полезного!

spe
Лариса Попруга

Последнее предложение - в точку! Если бы приучить себя следовать этим правилам, то жизнь была бы гораздо проще

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+