Следует сразу оговориться: кулички не имеют никого отношения к куличам! Куличками (или кулишками, кулижками) назывались болотные кочки. Такое название получила историческая местность Москвы, на месте которой когда-то находился заболоченный лес – в настоящее время эту территорию обрамляют Маросейка, Покровка, Яузский и Покровский бульвары, Солянка и Лубянский проезд, но до сих пор некоторые храмы, расположенные там – например, церковь Рождества Богородицы, церковь Всех Святых – носят прозвание «на Кулижках». А почему эти самые Кулишки (Кулички) сочли местообитанием «чёрта»... о, это целая история, достойная пера Стивена Кинга!
Случилось это в царствование Алексея Михайловича. На Кулишках в то время находилась богадельня – благотворительное заведение при церкви, где старушки ухаживали за брошенными детьми-подкидышами. И вот, начали в этой богадельне происходить странные явления – в наше время такое, пожалуй, назвали бы «полтергейстом»: по ночам кто-то стаскивал людей с постелей и лавок, стучал по углам, а иногда даже кричал страшным голосом, пугая всех присутствующих. Разумеется, за дело немедленно взялись святые отцы: приходили священники, читали специальные молитвы, предназначенные для изгнания демонов, но пользы от этого было немного – в присутствии духовных лиц демон начинал буянить ещё сильнее, и даже выкрикивал про присутствующих священников, кто в чём грешен... нет, для схватки с таким потусторонним врагом нужен был настоящий «супермен»!
Кто-то из приближённых рассказал царю о преподобном Илларионе Суздальском, который, к счастью, в то время находился в Москве: вот кто замечательно умеет изгонять бесов, вот кто справится! Царь немедленно призвал этого человека и изложил ему ситуацию, но Илларион не был склонен переоценивать свои силы: поначалу он отказывался, не решаясь браться за такое сложное дело, но – видя, что если не он, так никто не сделает – согласился и отправился в богадельню. Вместе с ним пошли двое монахов – Иосиф и Марк.
Когда на месте все трое начали молиться, демон – по своему обыкновению – принялся стучать, выкрикивать насмешки в адрес монахов и проскакивать у них под коленями, когда они кланялись, в образе чёрного кота. Двое помощников пришли в ужас и чуть было не бросились бежать, но Илларион их быстро «привёл в чувство», напомнив, что дьявол не имеет власти даже над свиньями – чего бояться христианам!
Видя, что столкнулся с человеком не робкого десятка, что на страх его не возьмёшь, демон поменял тактику и попытался взять Иллариона на лесть, громогласно заявляя: «Хорошо этот монах перед Богом живёт, нельзя мне приблизиться к нему!» Но Илларион и на это не купился и продолжал молиться и кропить всё в помещении святой водой. В течение трёх дней после этого никакой параномальной активности не наблюдалось, но потом всё началось снова. Теперь Иллариону удалось установить контакт с потусторонним существом и кое-что от него узнать. Выяснилось, что эти три дня он прятался на шестке, который священник забыл окропить святой водой, что изначально он не демон, а человек, зовут его Игнатий, он даже не умер, но его забрали демоны, потому что мать «послала» (неплохой повод задуматься, прежде чем ругать близких, не правда ли?), и поскольку он «послан», то просто так уйти не может.
Пять недель боролся Илларион с этим существом, прежде чем изгнал его окончательно, и после этого на всякий случай ещё десять недель не покидал богадельню, но «полтергейст» так и не вернулся.
Вот такая история изложена в сказании о преподобном Илларионе Суздальском из книги иеромонаха Мефодия, составленной в начале XVIII века. Верить или не верить – каждый решает сам, но устойчивое словосочетание в нашем языке всё-таки существует!