Да, мировой океан по-прежнему таит множество опасностей. Да, по-прежнему ежегодно происходит множество кораблекрушений. Да, по-прежнему в этих кораблекрушениях гибнут люди.
Последнее серьезное исследование на эту тему произвели ученые из университета Соулент в Саутгемптоне в 2013 году. Да, это британские ученые, но к их выводам следует относиться без обычных шуток.
Итак, в отчете говорится, что число кораблекрушений по сравнению с 1980-м годом (то есть, за 30 лет) сократилось на 18%. Самыми опасными в отношении аварий являются Северное море и моря вокруг Британских островов, а также восточное Средиземноморье и Черное море. Кроме того, опасными в смысле аварийности районами продолжают быть Южно-Китайское море, Юго-Восточная и Южная Азия. Главная опасность исходит не от пиратов (как думают романтики), а от столкновений, технических неисправностей и неправильных действий капитана и экипажей. То есть от причин сугубо прозаичных. Учитывались также экологические катастрофы.
Морские пути вокруг Великобритании в настоящее время – одни из наиболее напряженных трасс в мире. В эту же зону опасности входит и Северное море. Здесь каждый год проходит более 120 тысяч кораблей. Если учесть «узкие ворота», через которые корабли проходят в Северное море из Балтики – проливы с царапающими названиями Каттегат и Скагеррак, и где уже сейчас от капитанов и лоцманов требуется сугубое внимание, то район Северного моря остается самым опасным по ожидаемой вероятности столкновений и возможных экологических катастроф.
В Юго-Восточной Азии ситуация не менее тревожна. Здесь тоже велика интенсивность движения в узких проливах, что, без сомнения, приводит к повышению вероятности столкновения судов. С 1999 года (то есть за 15 лет) там произошло 293 кораблекрушения. Особенно опасны в этом районе различного рода экологические катастрофы. В первую очередь экологи опасаются разлива нефти при аварии танкеров. Почему? Потому что в этом регионе сосредоточено 76% видов всех кораллов, обитающих на Земле. А именно кораллы очень чувствительны к загрязнениям воды. Да и просто аварии, когда корабли врезаются в коралловые рифы, нанося им невосполнимые повреждения – серьезная угроза многообразной биосфере Мирового океана.
Около 25% серьезных аварий в открытом океане приходится на рыболовецкие суда. (Серьезной считается авария, в результате которой судно затонуло). Более 40% судов, попавших в аварию – грузовые. Это происходит из-за того, что хозяева торговых судов требуют от капитанов выбирать более короткие морские пути. Как отмечено в докладе, есть места в океане, где даже небольшие аварии могут привести к масштабным последствиям для окружающей среды. К таким местам относится, например, Большой Барьерный риф. Между тем, неподалеку от Большого Барьерного рифа построены новые порты для экспорта австралийского угля. Как следствие, здесь сильно увеличится интенсивность грузопотоков, а значит, возрастет давление на экологию.
В 2015 году вышло такое же исследование, которое подготовили специалисты страховой компании Allianz. Как свидетельствует из подготовленного доклада, самый большой риск в мореплавании – от ошибок командира и экипажа. «Звездой» отчета стало крупнейшее кораблекрушение 2012 года, затопление «Коста Конкордия» у берегов Италии. Не менее серьезными были аварии корабля «Рена» у Новой Зеландии и «Королева Рабаула» около Папуа Новой Гвинеи. Сотрудники компании Allianz связывают эти аварии с тем, что в экипажах сухогрузов и танкеров практически не тратятся деньги на обучение персонала. Расчет на то, что люди обучатся в ходе работы, не всегда оправдывается и приводит к серьезным авариям.