Слово SWOT — это аббревиатура, которая состоит из первых букв четырех английских слов — strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы). SWOT-анализ выявляет факторы внутренней (сильные и слабые стороны) и внешней среды (возможности и угрозы).
SWOT-анализ позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию о компании, а также увидеть ясную картину того, какие ресурсы она имеет. Таким образом, проведя SWOT-анализ, менеджеры способны ясно увидеть общую картину по поводу положения бизнеса на рынке и, уже исходя из этих данных, принять взвешенное решение. Данный вид анализа занимает промежуточное положение между формулированием цели и постановкой задач. То есть сначала ставится цель и именно стремление достичь цели и заставляет нас проводить SWOT-анализ. Цели тоже нужно уметь правильно ставить. Так, цель должна ориентироваться на определенную дату и быть конкретной. Не «Нужно увеличить продажи», а «нужно увеличить продажи на 5 % до ноября 2013». Таким образом, мы поставили цель и теперь можем начать анализировать компанию и определять ее сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Таким образом, проведенный SWOT-анализ позволяет более четко определить достоинства и недостатки компании и ситуацию на рынке в целом. Зная все эти факторы, вы реально сможете избежать возможных опасностей и достичь своих целей. Кроме того, это позволит вам максимально использовать все имеющиеся ресурсы организации и, при этом, извлекать пользу из возможностей внешней среды. При анализе факторов внешней среды, следует анализировать такие моменты, как конкурентная среда, структура сбыта, поведение покупателей, тенденции рынка. Также, стоит обратить внимание на некоторые не слишком существенные факторы, которые, однако, также могут косвенно повлиять на компанию и достижение ее целей. Эти факторы следующие: законодательство, экономическое положение страны или региона, социально-демографические факторы, изменение технологий, международная среда, экологическая среда. Анализируя внутренние факторы, обратите внимание на менеджмент, маркетинг, персонал, систему сбыта, продукты или услуги, поставляемые компанией, приоритетных конкурентов, наличие (или отсутствие) устойчивого конкурентного преимущества, ценовую политику.
Таким образом, SWOT-анализ позволяет структурировать всю имеющуюся информацию о компании и по-новому взглянуть на ситуацию и открывающиеся перспективы. При помощи SWOT-анализа можно оценить не только свою копанию, но и конкурентов, что является обычным делом и выполняется достаточно часто. Однако при помощи этого анализа можно оценить не только компании, но и отрасли экономики, политические партии, государственно-общественные институты, некоммерческие организации и даже города, отдельных специалистов и просто людей. Вы даже можете провести SWOT-анализ... себя, например, перед тем как идти на собеседование. Это позволит вам реально и адекватно оценить себя и знать о том, какие моменты лучше всего акцентировать.