icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Дмитрий Неткачев
Обучение

Что такое наука?

  • 2787
  • 7

Что такое наука?

Е
Если подойти к вопросу академически, то следует написать: «Наука – это способ познания неизвестных взаимосвязей между предметами и событиями». Но такое обобщение не даст ровным счетом ничего. За предложенной формулировкой следует поместить некоторое раскрытие темы о науке вообще и ее приложениях.

Увлекаясь историей, часто задумывался о том, когда появились первые научные работники. Именно научные работники, так как понятие ученый определяется только степенями и званиями, а саму науку двигают научные работники, невзирая на «погоны» и награды.

Перед глазами иногда возникает такая картина. Сидит наш древний предок и точит кремень, чтобы потом его нанизать на подходящую палку и изготовить копье. Рядом еще один дальний родственник играется с гибкой веткой. Согнет веточку и отпустит, та резко разгибается и сильно шлепает отпущенным концом по земле. Удар получается хлестким и довольно сильным.

Вот второй приложил к свободному концу камешек и отпустил этот конец. Камень полетел довольно далеко, а человек затратил силу только на оттяжку свободного конца.

В другом конце пещеры группа наших предков занята розжигом огня. Между концами ветки натянули эластичную лиану, поставили палочку и крутят ею внутри камня. От трения конец палочки обугливается, идет дым, появляются небольшие огоньки. Их все окружающие раздувают изо всех сил. Появляется огонь.

Ну а тот, что бросал камешки с помощью палки, продолжает свои эксперименты. Эластичная лиана сейчас никому не нужна, он ее натягивает на свою ветку, получается лук. Не хватает стрелы, но вот та самая палочка, которая послужила для розжига огня, да и приятель отточил наконечник и бросил в сторону – слишком маленьким сделал его.

Пальцы у человека еще не обладают нужной ловкостью, но вскоре наконечник приторочен к древку стрелы. Слов пока нет, но есть выразительные жесты и восклицания. Изготовлен первый лук и первая стрела. Наш изобретатель натянул тетиву и пустил стрелу. Она взмыла высоко вверх и в полете сбила летящую утку. Все племя в восторге, раньше утка была редкой добычей, камнем не собьешь, тихо не подкрадешься, а теперь можно и летящую дичь достать.

Кто оспорит, что это не наука. Не просто наука, а теоретические предпосылки в виде анализа действия упругого тела, изобретение способа превращения потенциальной энергии натяжения тетивы в кинетическую энергию полета стрелы. Самое главное наличие практической ценности – изобретено оружие для добывания пищи на расстоянии. Есть и экономическая эффективность – стоимость затрат на изготовления лука и стрелы минимальные, а жирная и вкусная утка реальная прибыль.

Опыт одного передается другим – вот вам внедрение полезного изобретения в народное хозяйство. Теперь охотники с меньшими затратами могут снабжать дичью все племя. При необходимости лук может защитить охотника и от крупного зверя – одна-две стрелы, пущенные в кабана, его могут и не убить, но теперь он будет с опаской обходить племя людей.

Намного ли отличается сегодняшняя наука от той древней? По сути не намного, только имеется накопленная база знаний, есть специализированные лаборатории, чтобы поставить эксперимент, имеется и персональный компьютер, помогающий произвести необходимые вычисления и оформить статью, а на финише исследования подготовить диссертацию для защиты.

Конечно, во многом все утрировано, но по сути так и ведется поиск оптимальных технических решений. Телевизор нам периодически вещает о сделанных открытиях, созданных промышленных объектах. Но, кто их создавал, кто открывал новые свойства или выявлял ранее неизвестные зависимости? Ответ простой – научные работники, занятые поиском реальных решений, поставленным проблемам и задачам. Это потом им за заслуги (получается, к сожалению, не у всех) присваивают ученые степени и звания.

Наука интересна тем, что чем больше в ней начинаешь понимать, тем оказывается, меньше знаешь. Маститого ученого отличает от научного работника то, что он знает меньше остальных, больше задает вопросы, особенно такой: «Что же там дальше, за горизонтом?». Маститый ученый и озадачивает научных работников на дальнейшие поиски, часто и сам как юнец скачет вокруг новой экспериментальной установки, радуясь как дитя. А первые эксперименты и результаты могут поднять настроение, но могут и окончательно погубить.

Наука безгранична. У нее есть начало, но нет конца. Когда Евклид впервые представил Александру Македонскому свои выкладки по геометрии, тот возрадовался, что никто в мире не сможет превзойти его, ибо найдены способы элементарных геометрических построений. Но Евклид остуди пыл молодого царя, рассказав, что для ученого многое пока не ясно и требует изучения.

Наука требует вложения всех сил. Нельзя наукой заниматься чуть-чуть. Она забирает всю энергию, близкие обижаются, но иначе нельзя. Каждый из нас познал и познает разные науки. Даже на само познание новых идей и результатов требуется много сил. Но любая наука очень интересна, нужно только уметь увидеть в ней свои интересы.

mas
Дмитрий Неткачев

Уважаемые авторы и администрация. Понимаю, что в написании статьи отошел от классических канонов. Но наука это труд и неожиданное просветление в мозгах, поэтому написал именно так.

tra
Татьяна Давыдова

Оригинальный взгляд на, казалось бы, очевидное. И правда - ведь не поспоришь.) +

mas
Дмитрий Неткачев

Спасибо. Свои ученые степени и звания заслужил именно за нетрадиционный подход к решению стандартных проблем.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+