Все изменилось с появлением конки. Электричество еще в дефиците, а быстрее-то передвигаться всем хочется. Вот и придумали умные головы впрячь лошадь не в телегу или карету, а в трамвайный вагончик. Ох, и прибыльная идея получилась! Во-первых, количество пассажиров значительно увеличилось. Не два, как в пролетке, не четыре, как в карете, а 12, а то и все 20! Красота! Скорость та же, да за проезд платить нужно гораздо меньше. Выгодно всем: и пассажирам, и владельцам конки.
Новый вид транспорта сразу прижился в больших городах мира. Любопытствующие граждане старались хоть разочек проехаться на конке и денег на это удовольствие не жалели. Опять же прибыль! Одним словом, равнодушных не было, а вот недовольных - хоть отбавляй. Главная претензия – это количество лошадиного навоза на улицах. Собирались вместе недовольные граждане и громогласно высказывали опасение, утверждая, что в скором времени навоза станет столько, что ни пройти, ни проехать будет нельзя. На страницах газет на полном серьезе об этом спорили многие уважаемые граждане . Слава Богу, до этого не дошло, потому что появились автомобили.
А еще противники нового вида транспорта справедливо указывали на то, что появление конки на улицах поначалу вызывало большое скопление народа, которое мешало движению карет и прохожих. Потом случились и первые ДТП. Да, да, не улыбайтесь! Зеваки попадали под копыта лошадей, а то и под колеса вагонов. Тут уже смертоубийством запахло. Пришлось и статью новую в Уголовное право включать – «Наказание за наезд на пешехода конкой»», а до этого было сформулировано наказание только для всадников и карет.
После введения новой статьи и даже первого ее применения медленнее ездить не стали, но потенциальные жертвы стали намного осторожнее. Наверное, люди просто приспособились к новому виду транспорта и научились ходить, не попадая под колеса.
А вообще получился не самый выгодный вид транспорта, хотя и очень «продвинутый» по тем временам. Для того чтобы тянуть один вагон, нужно было использовать иногда 8 – 10 лошадей. А их еще и кормить, и поить, и лечить нужно. И отдыхать они, конечно, тоже должны.
Самые первые конки появились в Балтиморе в 1828 году. Их не называли конками и трамваями тоже не именовали. Их гордо величали «городской железной дорогой». Согласитесь, звучит солиднее. Вместо лошадей иногда впрягали мулов и зебр. Вот уж точно – экзотика!
Но эта городская железная дорога очень мешала движению на дороге. Ее рельсы выступали от уровня дороги на целых 15 сантиметров! Настоящее препятствие и для пешеходов и для карет. Все изменилось только в 1852 году, когда некий Альфонс Луба догадался «утопить» рельс в полотно дороги. То есть придал трамвайной колее тот вид, который используется и сегодня.
Инженерная мысль не стояла на месте. Изобретатели предлагали трамваи на пневматической тяге, придумали паровозы трамвайного типа (!) и даже принцип канатной дороги задействовали. С появлением электрического трамвая все успокоились, и работяги-кони наконец-то смогли отдохнуть и покинуть шумные городские улицы.
Экзотики ради и для привлечения туристов конку сегодня иногда пускают в Мексике. А все остальные страны, перейдя на современные виды городского транспорта, совсем забыли о конке.