Проследить историю становления и развития иудаизма как такового проследить вряд ли удастся. Эта религия не менялась со временем, а сопровождала всю историю еврейского народа, сочетая в себе при этом синтез этических норм и религиозных ритуалов.
Становление иудаизма начинается со 2 века до н.э. С момента заключения всем известного завета между Авраамом (прародителем всех евреем) и Богом. Следует сказать, что иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, основа которой лежит в утверждении, того, что вся Вселенная сотворена единым Богом-Творцом. Не стоит думать, что развитие иудаизма шло беспрепятственно: истинным иудеям пришлось бороться пережитками политеизма, неся свою веру.
Зарождение иудаизма проходило на фоне трех великих цивилизаций Древнего Мира – Египта, Месопотамии и Ханаана. Естественно, между этими языческими странами и народом, верящим в единого Бога, возник острый конфликт на религиозной почве. Наибольшей остроты достиг конфликт в период завоевания Ближнего Востока эллинами, кульминацией этого противодействия стало восстание Маккавеев.
Иудаистическое влияние на эллинистический мир было на порядок выше, чем влияние эллинизации на еврейский мир. И поэтому очень скоро Иерусалимский храм единого Бога стал местом моления не только еврейской общины, но и многих сотен эллинов, приверженцев монотеистической религии. В это время вся религиозная власть переходит в руки мудрецов и первых иудейских патриархов.
Ветхозаветный канон, являющийся основой иудаизма, стал объектом разнообразного толкования, что повлекло за собой формирование различных течений, существующих в иудаизме по сей день. В этот период произошло еще одно важное событие для всего верующего еврейского народа – создание Галахе – свода правили законов, составившая основу всего иудаизма.
Под влиянием разрушительного порабощения Рима, в иудаизме сформировалась основная в тот момент концепция – все праведные иудеи ждали прихода Мессии (Машиаха) из рода Давидова. Отчасти это стало спасительной соломкой, которая помогла всему еврейскому народу пережить этот мучительный период.
В 4 веке началось распространение христианства, а в 7 – ислама. Эти две мировые религии берут свое начало именно от иудаизма. Но даже эта общность не сблизила народы, а скорее наоборот. И христианство и ислам стали бороться с иудаизмом, пытаясь причислить себе роль первой монотеистической религии. Все это привело к гонениям еврейского народа и, как следствие, самого иудаизма. Но, несмотря на все это, иудаизм не прекратил своего существования. Все нормы религии еврейский народ нес собой через века. И исполнение эти правил и норм (Галахе) стало неоъемлемый признаком настоящего еврея.
Конечно, многие пытались переписать догмы иудаизма, но, к счастью, религия эта пришла в наше время в неизменном виде. Единственным пережитком того времени стали философские и мистические течения в иудаизме. В период расселения еврейского народа начали формироваться новые течения: реформизм, ортодоксальный и консервативный иудаизм. Некоторые евреи-философы пытались рассматривать иудаизм не как религию, а как философию.
На мой взгляд, любую религию следует рассматривать как некую философию. В любом случае, иудаизм – самая древняя монотеистическая религия, объединяющая всех евреев мира, давшая начало всем мировым религиям и сохранившая свою первозданность до сегодняшнего дня.