Действительно, украшать стены комнат гобеленами (как их еще называют – шпалерами) – традиция весьма давняя. В средневековом замке это было не только красотой, но и необходимостью – способом защититься от сквозняков. По сути своей гобелен представляет собой разновидность ковра ручной работы. Ковер этот безворсовый, односторонний, а главное – на нем есть какое-то изображение. Создается оно прямо в процессе тканья: пропуская нити утка через основу, мастер комбинирует нити разных цветов, в результате чего получается ковер-картина. Разумеется, процесс этот очень требует большого мастерства, да и немалых затрат времени – выткать за год больше полутора метров нереально, поэтому настоящий гобелен ручной работы стоит очень дорого, и так было во все времена, когда существовало такое ремесло.
Ткать гобелены люди научились достаточно давно – правда, не всегда гобелены вешали на стены. В Древнем Египте такой технике выполнялись погребальные пелены для фараонов, а в гробнице Тутанхамона нашли даже одежду и перчатки, сшитые из такой ткани. К сожалению, о достоинствах ассирийских и вавилонских шпалер мы можем судить лишь по отзывам современников.
Создавали гобелены и в Древней Греции – там этому ремеслу покровительствовала богиня Афина. Существовала у греков легенда о ткачихе по имени Арахна, которая достигла в этом искусстве такого совершенства, что рискнула вызвать богиню на состязание. Афина вызов приняла и выткала изображение своей победы над морским богом Посейдоном (ведь сама себя не воспоешь – никто не воспоешь), а непокорная смертная мало того, что превзошла богиню в мастерстве, так еще и выткала сценку из любовных похождений Зевса. Разгневанная Афина ударила Арахну челноком. В те времена получить удар, на который невозможно ответить, считалось позором – но не бить же богиню, в самом деле, и несчастная повесилась. Но Афина не была бы достойной представительницей олимпийских богов, если бы удовлетворилась смертью противницы – она придумала более изощренную месть. Вытащив Арахну из петли, богиня сказала ей: «Живи, но ты теперь вечно будешь ткать» – да и превратила несчастную в паука.
Процветало искусство создания гобеленов и в Древнем Китае, и в империи инков. В Западную Европу это искусство пришло с Востока – в эпоху Крестовых походов и мавританского владычества в Испании. Гобелены в замках не только вешали на стены, ни и использовали в качестве перегородок, пологов для кроватей, а в военных походах сооружали из них шатры для знатных и богатых рыцарей. Но поначалу гобелены делали по заказам церквей. Самый старый из дошедших до нашего времени европейских гобеленов выткан в немецком городе Кёльне для церкви св.Гереона. Чаще всего на средневековых европейских гобеленах изображали исторические или библейские сюжеты, а стилистика изображений напоминает книжные миниатюры той эпохи.
Правда, во все описываемые эпохи никто не называл такие изделия гобеленами. По-гречески это называлось «тапес», по-латыни – «тапетум». В XIV веке возникло слово «аррас» – по названию французского города, где делали яркие гобелены с золотыми нитями. Слово же «гобелен» связано с мануфактурой, производившей такие изделия. Возникла она в начале XVII века, в то время непревзойденными мастерами в этом деле считались фламандцы – и где бы ни появились фламандские мастера, их с неизменным восторгом принимали власти. Правда, у местных ткачей появление столь сильных конкурентов, но с властями не поспоришь – особенно если фламандцам покровительствовал сам король, как это было во Франции. В 1601 году для фламандских мастеров было выделено здание в предместье Парижа Сен-Марсель. Принадлежало оно семейству по фамилии Гогбелен, поэтому и предприятие стали именовать «мануфактурой Гобеленов». Продукция мануфактуры приобрела такую популярность, что все изделия такого рода стали называть гобеленами (подобно тому, как в наше время любой копировальный аппарат стали называть ксероксом, хотя изначально это название фирмы).
В России производство гобеленов началось при Петре I – и, конечно, поначалу они предназначались для украшения помещений во дворце.
В XIX в. мода на гобелены прошла, соответственно, приходит в упадок их производство. Возрождение этого искусства связано с именем английского художника У.Морриса. Сначала он сам освоил искусство создания гобленов, работая несколько часов в день на станке, а в 1881 году открыл в Мертонском аббатстве мастерскую. Там изготавливали гобелены в основном на библейские сюжеты, а также по мотивам легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
В первой половине XX века подлинную революцию в художественном ткачестве соврешил французский художник Ж.Люрса. Он решил, что гобелен должен не воспроизводить в точности картину, а вписываться в архитектурную среду, что потребовало уменьшения плотности плетения. Благодаря этому стало возможным повысить скорость изготовления гобеленом до метра в месяц, а значит, гобелены стали намного доступнее по цене.
Техника изготовления гобеленов не забыта и сегодня. Как и в любом ремесле, существует и общедоступный «ширпотреб», и уникальные гобелены ручной работы – истинные произведения искусства.