Разные вещи, изготовленные из дерева, могут украшаться семеновской резьбой – тут и ложки, и ковшики, и бочоночки, и шкатулки, и пудреницы, и декоративные панно, и вазочки, и даже предметы мебели! Когда-то самыми популярными «носителями» резных орнаментов были прялки – к украшению прялок и других предметов, участвующих в изготовлении одежды, люди во все времена относились особенно трепетно: орнамент нес в себе солнечные и иные охранные символы, призванные отогнать силы зла – предполагалось, что эта «энергия» насыщает одежду, тем самым превращая ее в своеобразный «оберег»… Столь же часто украшали резьбой и такую обычную вещь, которую можно увидеть в каждом доме на столе – солонку… Но какой бы предмеит ни украшала семеновская резьба, всегда сохраняется определяющая ее особенность: рисунок прорезается в глубину деревянной поверхности, а лаком ее если и покрывают, то крайне редко.
Получается при этом резьба плоско-рельефная, которая выявляет естественный цвет материала и фактуру дерева, делая форму любой деревянной вещицы более богатой и красивой.
Истоки семеновской резьбы – как и всех народных промыслов – теряются в глуби веков, но в позднейшие времена можно назвать великие имена… да, и в истории народных промыслов таковые имеются – далеко не все народные умельцы остаются для потомков «безымянными»! Например, в начале ХХ столетия жил в Семенова мастер по имени Георгий Матвеев, которого в некотором смысле можно назвать «реформатором» этого искусства, определившего своеобразные художественные принципы в нем для целой эпохи.
Эти «художественные каноны» в самых общих чертах сводятся к следующему: участки дерева гладкого, отполированного контрастно сопоставляются с «поясами» орнамента. Самый простой вариант семеновской резьбы – геометрические узоры их квадратов, ромбов и прочих многоугольников. Разновидность более сложная – это растительные мотивы. Для каждого вида изделий и мотивов существуют особые инструменты, даже названия которых далекий от этого дела человек не сразу и поймет: что такое «резак» или «ложечный» – это более или менее ясно, но вот как понять, что значит «цезарик» или «клюкарза»… это все наименований разновидностей стамесок и ножей, применяемых специально в семеновской резьбе.
Какое дерево используется для изделий с семеновской резьбой?
Разное, хотя предпочтение отдается липе. Но какая бы древесина ни шла в дело, подготовить ее необходимо совершенно особым образом. Дерево нужно минимум год (!) выдерживать на открытом воздухе, и только после этого распилить на кряжи и сделать заготовки-болванки.
Но самым ценным материалом считался так называемый «березовый выплавок» – то есть кап, нарост на березе. Материал этот очень крепкий – даже обрабатывать его весьма нелегко – чем, собственно, и объяснялось его высокая ценность. Потому-то посуда из капа была изделием дорогим – ее даже украшали, наряду с резьбой, еще и серебром. Предметы такой драгоценной посуды можно было встретить и в княжеской усадьбе, и даже в Патриаршей ризнице в Москве.
Искусство семеновской резьбы продолжает жить и сейчас. Старинный промысел был возрожден в этих краях в 60-х годах прошлого столетия, и сегодня вы можете увидеть такие шедевры в музеях, особенно – в Нижегородской области.