icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Культура и искусство

Чем привлекал художников образ Марии Магдалины?

  • 1541
  • 7

Чем привлекал художников образ Марии Магдалины?

М
«Магдала» означает «башня» на арамейском языке, на языке, который был разговорным в Палестине во времена Иисуса. Так называлось поселение на берегу Тивериадского озера (Кинерета), из которого согласно Евангелиям была родом одна из женщин, сопровождавших Христа. Звали эту женщину Мирьям (Мария), так же как и мать Иисуса и еще несколько женщин, упомянутых в Евангелиях. Например, в истории о Марии и Марфе (Лк. 10:38—42).

В Евангелиях Мария Магдалина упоминается в нескольких эпизодах:

1. Она была одержима семью бесами, и Иисус исцелил ее (Лк. 8:2; Мк. 16:9)

2. После исцеления она присоединилась к Христу и его ученикам, поделила с ними свое имущество и стала служить Иисусу (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)

3. Она присутствовала при распятии Иисуса на Голгофе и видела его кончину (Мф. 27:56)

4. Она присутствовала при погребении Иисуса в пещере (Мф. 27:61 и др.)

5. Она была среди женщин, несших миро (оливковое масло), чтобы смазать им тело казненного Иисуса, и стала одной из первых, кто узнал о его Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)

6. Более того, она первая увидела воскресшего Иисуса. Когда она захотела дотронуться до него, он не разрешил ей сделать это («Не прикасайся ко Мне» - «Noli me tangere»). Но именно ей Иисус приказал рассказать апостолам о его Воскресении (Ин. 20:11-18).

Католики отождествляют Магдалину еще и с блудницей, которая смазала ноги Иисуса миром в доме фарисея Симона (Лук. 7:37-38).

Вообще в католичестве образ Марии Магдалины более «разработан» и сопровождается целым сонмом легенд. Эти легенды делают образ святой более жизненным, более близким к простым людям, на которых в первую очередь и ориентировалось раннее христианство.

Так, согласно некоторым легендам Магдалина была невестой Иоанна Богослова. Но жених отверг этот брак, чтобы служить Богу.

Зато другие легенды делают Марию Магдалину женой самого Иисуса. Более того, согласно тем же легендам, когда Иисус умер на кресте, Мария Магдалина была уже беременна. Так что в мире остался сын Бога-сына (и внук Бога-отца). Кем же все-таки этот ребенок приходится Богу, сыном или внуком, понять непросто. Как вообще непросто понять христианский догмат о Троице.

Впрочем, пользу извлечь можно даже из вещей труднопонимаемых. Среди прочих легенд существует также рассказ о том, что Мария со своим братом Лазарем и с сестрой Марфой покинули Палестину, пересекли Средиземное море, поселились в римском городе Массилии, который теперь называется Марсель, и стали проповедовать христианство в Галлии. А что же сын Марии Магдалины? Придворные летописцы французских королей, не слишком напрягаясь, вывели напрямую от него род своих патронов. Что позволяло французским королям смело объявлять себя земными потомками самого Христа. Нехило, правда? В книге Дэна Брауна «Код да Винчи» можно обнаружить следы этой легенды, добросовестно переработанные автором.

Другие легенды отправляют Марию Магдалину вторую половину ее жизни прожить в пустыне, где она в течение 30 лет каялась в своих грехах. Ясно, что за это время ее одежда истлела, но нагота была прикрыта длинными волосами. Перед смертью ее причастил христианский священник, случайно забредший в эти безрадостные края. Мощи святой Марии Магдалины до сих пор являются реликвией церкви Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе.

Скорее всего, источник этой легенды – житие другой христианской святой, Марии Египетской, которая в домонашеской своей мирской жизни как раз и была проституткой. Отсюда же, из этой параллели, по всей вероятности, идет версия о прежней распутной жизни Магдалины. Дело житейское – за грехи одних отвечают совсем другие люди. У святых тоже такое случалось.

Так или иначе, но Мария Магдалина оказалась довольно живым евангелическим персонажем. Жизненный путь ее был не только поучителен, но также интересен. А прежнее распутство, впоследствии прощенное, во многих вселяло надежды и на прощение своих грехов.

Поэтому Мария Магдалина стала весьма любимой среди христианских святых. Соответственно, и художники с охотой изображали ее на иконах и в настенных росписях, а скульпторы ваяли в полный рост.

На православных иконах особого разнообразия не было. Мария Магдалина изображалась в качестве одной из дев-мироносиц, с сосудом для мира в руках.

Но у католиков, как уже было сказано, вокруг Марии Магдалины понастроено гораздо больше сюжетов, потому и изображали ее весьма разнообразно.

Конечно, художники предпочитали изображать Марию Магдалину распутницей. Это и легче, и зрителю интересней. Тут всех превзошел Рубенс в картине «Пир в доме Симона фарисея». Как известно, Рубенс любил рисовать и женщин и мужчин в теле. Такие вот ребята изображены и на этой картине. Мария Магдалина, русоволосая красавица (таких много в Палестине :), обнимающая ноги Иисуса, на первом плане – не спутаешь. По всему видно, что девушка осознала всю греховность своей жизни, и теперь пойдет по правильному пути, за Спасителем.

Впрочем, не согрешишь – не покаешься. Покаяние Марии Магдалины – не менее любимая художниками тема. Эль Греко изобразил кающуюся Марию Магдалину трижды. Ну, а картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», находящаяся в коллекции Эрмитажа, в свое время приобрела всесоюзную известность благодаря миниатюре, уморительно смешно прочитанной Е.Шифриным. Впрочем, смех смехом, а картина – действительно роскошная. Среди других картин, посвященных этому сюжету, хотелось бы обратить внимание на необычную картину бельгийского художника Альфреда Стевенса (1823 — 1906), для которой ему позировала известная актриса Сара Бернар. Еще один художник 19-го века, Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882) изобразил Марию Магдалину тоже в очень необычном виде, с чашей Грааля, кубком, в котором была собрана кровь Христа.

Третий сюжет из жизни Марии Магдалины, облюбованный художниками – это встреча Марии и воскресшего Иисуса. Она пытается обнять его. Он же говорит: «Не прикасайся ко мне». Сцена очень философская. Иисус воскрес, но он уже расстался со своей человеческой ипостасью. Его тело теперь – только видимость. Он уже всецело принадлежит Небу, и расстается со своей земной подругой и любовью.

Надо сказать, что Мария Магдалина стала не только для художников любимым персонажем Евангелия. До сих пор это женское имя в различных формах (Мадлен, Магдалена и т.д.) очень популярно в Европе. Те, кто бывали в Париже, наверняка запомнили необычную церковь Мадлен, построенную в виде древнегреческого храма с колонами и с портиком.

top
Halida Rojkova

Очень интересно! "Как мало нужно, чтобы стать легендой! Всего лишь приукрасить правду. Зачем? Да кому она нужна? Выдумки гораздо интереснее," - вот так вот и рождаются разночтения.

mas
Марк Блау

А теперь - все картины о которых упоминалось в статье. Ведь лучше один раз увидеть, чем много раз услышать.

1. Православная икона
2. Франческо Убертини
3. Хосе де Рибера
4. Тициан
5-7. Эль Греко
8. Альфред Стевенс
9. Рубенс
10. А.Иванов Явление Христа Марии Магдалине
11. Данте Габриэль Россетти

pro
Семен Цыгановский

Энциклопедическая статья, и к тому же с интересными иллюстрациями.
А вот это - парижская церковь Мадлен. Метро рядом тоже Мадлен называется.

mas
Евгений Багдерин

Хорошая статья, полная и интересная. Тема грехопадения и искупления грехов- одна из центральных в христианстве. Именно эта возможность привлекает паству.

spe
Юлия Дворникова

"Я к тому добра,
Кто не мной утешен,
Я тому сестра,
Кто премного грешен.
Заповеди чту,
Избегаю правил.
Я ль не дочь Тому,
Кто нам крест оставил?"


Пахло от окна
На дворе московском
Горечью вина
И горящим воском,
Кудри по плечам
Золотили тело,
При одних свечах
Магдалина пела.

Инна Лиснянская.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+