Справедливости ради следует заметить, что не всегда деятельность дилетантов сводится к «ломанию дров». Например, в музыкальной жизни эпохи романтизма исполнители-дилетанты играли немалую роль – правда, это были люди знатного происхождения, которым социальные предрассудки не позволяли сделать музыку своей профессией. Дилетантами были такие известные композиторы, как Алябьев, Варламов, Гурилев, не было консерваторского образования у М.Мусоргского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова (правда, Н.Римского-Корсакова в конечном итоге стали тяготить пробелы в образовании, он почувствовал, что специальных музыкальных знаний ему не хватает и начал самостоятельно изучать консерваторские предметы, и достиг в этом такого успеха, что впоследствии стал преподавателем консерватории… но М.Мусоргский считал его «бездушным изменником»). Не был профессиональным астрономом У.Гершель, открывший планету Уран – и это далеко не единственный пример вклада астрономов-любителей в науку… примечательно, что таких людей предпочитают называть именно «астрономами-любителями», «композиторами-самородками», а не дилетантами. У слова «дилетант» оттенок отчетливо негативный.
Граница между «любителями-самородками» и дилетантами смещается с течением времени, по мере накопления информации человечеством. На примере той же астрономии можно сказать, что все, что можно было открыть с помощью любительского телескопа, уже открыто – а дальнейшие исследования требуют глубоких специальных знаний. Столь же сложно (если сказать – невозможно) интуитивно сориентироваться в современном многообразии музыкальных форм и стилей, приемов инструментовки и т.п., а исполнительская техника достигла таких высот, что освоить ее нельзя, не посвятив этому всего себя – т.е. не став профессиональным музыкантом (а попытки освоить такую технику самостоятельно, методом проб и ошибок, с большой долей вероятности приведут к травме руки).
Но если от дилетанта нет пользы – может, и вреда нет? К сожалению, это не так. Пример очень опасного дилетанта – небезызвестный Н.Басков. Вспоминается очень деликатное высказывание знаменитой оперной певицы Г.Вишневской об этом, с позволения сказать, певце: «Данные есть, но мальчику надо учиться». Учиться «мальчик» не захотел – вышел на большую сцену недоучкой, без вокальной школы. Остается только догадываться, сколько начинающих слушателей в результате уверилось, что бельканто – это что-то вроде мяукающей кошки.
Одна из любимых «областей действия» дилетантизма – лженаука. При этом дилетант вполне может иметь научные регалии – в условиях узкой специализации, характерной для современной науки (опять же связанной с большим объемом накопленной информации), значение имеет конкретная научная специальность. Например, небезызвестный академик Н.Фоменко был профессионалом в области математики – но решил заняться историей, и в результате родилась совершенно лженаучная «новая хронология». Кстати, в разоблачении этой «теории» большую роль сыграли астрономы – к этой науке Н.Фоменко при построении своей хронологии тоже подошел как дилетант… Изыскания подобных «дилетантов от науки» будоражат умы, заслоняют от широкой публики истинное научное знание. Ситуация усугубляется тем, что дилетант – в отличие от настоящего ученого, настоящего художника – всегда характеризуется исключительной самоуверенностью: он – гений, а все, кто его не «ценит по достоинству» – отсталые мракобесы.
Пожалуй, самую точную характеристику такого явления, как дилетантизм, мы находим в басне И.Крылова «Щука и кот»:
«…кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета».