Стоит ли сразу посвящать ребёнка во все тонкости процесса деторождения? Пожалуй, рановато… к тому же, секс как таковой ребёнка пока интересовать не может – ещё «не работают» ни железы внутренней секреции, ни отделы мозга, отвечающие за такие процессы (шокирующие взрослых игры «в доктора», встречающиеся в детских садах – не более, чем «исследование» окружающего мира, желание понять, чем «я отличаюсь от других») – так что бежать впереди поезда смысла нет: никто же не пытается научить двухнедельного ребёнка ходить…
Впрочем, родители обычно и не пытаются этого сделать – чаще встречается другая крайность: сказки про «аиста», «капусту» и «магазин»всё ещё живы в наше время… мне таких сказок не рассказывали (а я не рассказывала их своим детям) – так что я не знаю, как должны реагировать на них дети (мне всегда казалось, что они должны спросить: «Откуда аист меня принёс?» или «Откуда я взялся в капусте?»).
Всё же идеальный вариант – сказать честно: ребёночек вырастает в животе у мамы. Правда, может возникнуть вопрос, как он туда попадает… у меня в своё время возник – и мать мне ответила: «Папа туда посадил семечко, и ты выросла». В общем-то соответствует действительности, в доступной форме и без лишних подробностей… достаточно, чтобы ребёнок удовлетворился.
Подробности моя мать приберегла до 9-летнего (или 10-летнего… точно уже не помню) возраста – т.е. незадолго до того, как должно наступить половое созревание (вот он – воспетый Я.А.Коменским «принцип природосообразности» – всё в своё время). Рассказывать ничего не стала – просто дала мне журнал «Семья и школа», где была опубликована книга «Для мальчиков и девочек» – к сожалению, не помню автора, но сейчас книги такого рода для детей найти не так уж и трудно – и отечественные и переводные.
Что представляла собой книга? Описывается семья – мама, папа и девочка, где ожидают появления второго ребёнка – и юная героиня (с которой может отождествлять себя юный читатель) на этом примере постигает, как это происходит. Вот этот момент очень важен – изначально в детском сознании запечатлевается прямая связь между функционированием детородных органов и беременностью, деторождением. Понимание того, что не всегда беременность желанна, что иногда приходится предотвращать её наступление – это всё будет потом, а пока – именно так: желанный и любимый ребёнок как естественное следствие супружеских отношений, любви мужчины и женщины, и это запечатлевается как эталон… Если же изначально «первичным» будет выступать секс, а беременность – его последствием наряду со СПИДОм и сифилосом, от которых надо «предохраняться» – вряд ли из этого получится что-то хорошее… между прочим, одно из последствий такого изначального восприятия – ранние беременности: у девочки просто не запечатлелась ни в сознании, ни в подсознании связь между сексом и беременностью…
От событий в описываемой семье автор плавно совершает переход к описанию устройства и функционирования детородных органов – сначала женских, потом мужских. Описание это, в сущности, ничем не отличалось от описаний системы кровообращения и нервной системы в детских научно-популярных книгах, с которыми я уже была знакома – так что чем-то особенным не показалось. В таком тоне было объяснено всё: и «механизм» менструаций и поллюций (так что я не испугалась при наступлении менархе), и оплодотворение… о сексе же как таковом было сказано вскользь: половой член вводится во влагалище… большего в 10 лет мне было и не нужно…
Когда и как я узнавала подробности «про это»… даже и не помню уже – настолько просто и естественно это произошло после того, как была «подготовлена почва». И уже казалось естественным, что делать это нужно только с самым близким человеком – единственным на всю жизнь…
Но тут мы уже выходим за пределы детства как такового – дальше уже подростковый возраст и юность. Ну, а ребёнку таких «начальных знаний» вполне достаточно.