Но сложность ситуации не только в этом. Перед тем как удивляться поведению детей, стоит спросить, как они попадают в Интернет и почему родители не учат их общению в Сети.
Распространение Интернета и персональных компьютеров пришлось на время, когда родившиеся в конце 80-х – начале 90-х годов XX века были детьми. Многие из них в то время довольно смутно представляли, что такое компьютер и что с ним можно делать. А уж про Интернет им было известно и того меньше. А серьёзное освоение новых технологий начиналось в сознательном возрасте, когда общие нормы поведения уже усвоены и человек может достаточно легко контролировать своё поведение и не «вестись» на провокации. Да и те, кто поначалу не мог сдержаться, постепенно научились этому.
И вот, то самое поколение выросло, начало создавать семьи и заботиться о продолжении рода. Только условия несколько изменились. Если раньше главной опасностью для ребёнка было воспитание с помощью телевизора, то теперь дети практически с младенческого возраста начинают лицезреть ещё один источник неисчерпаемой информации. В детстве человек особенно сильно восприимчив к ней, ребёнок впитывает абсолютно любую поданную ему информацию, как губка. Если этот поток никак не контролируется и не фильтруется, у ребёнка вместо стройной картины мира в голове получается кавардак, от которого потом так просто не избавиться.
Казалось бы, что страшного в том, чтобы показать ребёнку на компьютере мультфильм, игру или поставить обучающую программку? Это же проще, чем идти в магазин и выбирать там азбуку или мозаику. Всё дело в том, что когда вы даёте ребёнку непосредственно игрушку или книжку, при ней у ребёнка нет неисследованного пространства. Подсаживая малыша к компьютеру с целью показать конкретную программу или развлечение, вместе с этим вы ему даёте массу сторонних источников информации, которые ребёнку захочется изучить – от запуска приложения до ярлыков программ и выхода в Интернет.
И здесь проблема не исчерпана. Практически для любых родителей их дети – самые лучшие и любимые. И редкий родитель задумается об умении ребёнка общаться. Ведь он ходит в детский сад, потом – в школу, на кружки, с чего бы ему не уметь разговаривать с окружающими? Только в нашей с вами жизни недостаточно знать много слов и уметь их произносить. Как это ни печально, среди нашего населения очень слабо распространено понятие «культура речи». Уж если этому научены далеко не все родители, чего ждать от их детей? Тем более что ребёнок, рано попавший в общество, пусть и виртуально, ещё не выработал тех навыков, которыми пользуются даже не очень воспитанные взрослые, и не умеет высказывать и защищать свою позицию так, как это принято негласными нормами среди взрослых людей.
Обрисовав картину проблемы, переходим к непосредственно вопросу: нужны ли детские чаты? Как только я увидела эту тему, у меня сразу возник ответ: да! Обязательно нужны! Коль не всякие родители учат своих детей умению разговаривать и вести дискуссию, детей может научить практика. Вообще, чему бы дети ни учились, везде и всегда нужна практика. Только мне кажется, что нынешние детские чаты не имеют того эффекта, какой должен бы быть, поскольку дети в них предоставлены сами себе. Да, там есть модераторы с волшебными фильтрами, которые не пропускают вредные словечки. Но этим чатам очень не хватает взрослых людей с педагогическим образованием, которые бы подсказывали детворе оптимальные способы выхода из спорных ситуаций и учили бы детей не воспринимать несогласие как личную неприязнь и вражду. Эта мысль посещает меня всё чаще, потому что я уже сегодня встречаю даже среди вполне взрослых и вроде бы воспитанных людей склоки в стиле дошколят – это довольно грустная картина.
Но, конечно, никакие наставления воспитателя в чате не заменят советов родителей, хотя бы потому, что в глазах ребёнка их авторитет гораздо выше, и результат будет заметен гораздо скорее.