icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

«ависит ли интеллект человека от его музыкальных предпочтений?

  • 1122
  • 13

«ависит ли интеллект человека от его музыкальных предпочтений?

ƒ
ƒолгое врем€ музыка представл€лась человеку областью действи€ Ђчистых эмоцийї, в которой не место Ђхолодному рассудкуї. ѕотребовались многолетние исследовани€ психологов, чтобы по€вилось такое пон€тие, как Ђмузыкальное мышлениеї, чтобы процесс создани€, исполнени€ и воспри€ти€ музыки был осмыслен как процесс интеллектуальныйЕ Ќо если музыка Ц область действи€ не только эмоций, но и интеллекта, нет ли между ними какой-то св€зи?

»сследовани€ на эту тему проводились многократно. “ак, было вы€влено, что у детей, посещающих музыкальную школу, интеллект боле развит, чем у их сверстников, Ђне охваченныхї музыкальной де€тельностью. ¬прочем, этот эксперимент нельз€ считать полностью Ђчистымї: кто чаще всего отдает детей в музыкальную школу Ц тем более в наше врем€, когда это немодно?  онечно, интеллигенты! “акие люди с малолетства приучают детей к чтению, учат с ними стихи, лет с п€ти начинают учить иностранному €зыку, а то и не одномуЕ разумеетс€, ребенок из такой семьи опережает сверстников по интеллектуальному развитию, и какую роль сыграла в этом именно музыка, а какую все остальное Ц достаточно сложно вычленить.

ƒругой вопрос, который занимает не только ученых, но и простых смертных Ц есть ли кака€-то взаимосв€зь между интеллектом и тем, какую музыку предпочитает человек. “акие исследовани€ тоже проводились, результаты получились следующие: самый высокий уровень интеллекта оказалс€ у тех, кто предпочитает классическую музыку и рок, а самый низкий Ц у поклонников рэпа и хип-хопа. ѕопробуем разобратьс€ в причинах такого распределени€, а дл€ этого нам придетс€ пон€ть, что представл€ет собой воспри€тие музыки.

” музыки есть две Ђкоординатыї Ц пространственна€ (звуковысотность) и временна€ (ритм). ќбе харатеристики музыкального звука мы воспринимаем не изолированно Ц у отдельного звука Ц а в сочетании с другими звуками, составл€ющими мелодию. ќтдельно вз€тый звук никакого эмоционального смысла не несет Ц нужен хот€ бы еще один, чтобы получилась нежна€ терци€, ласкова€ секста, решительна€ кварта или стонущий нисход€щий полутон. “аким образом, даже на интонационном уровне музыкального мышлени€, который считаетс€ наиболее эмоциональным, наша психика должна сопоставл€ть и сравнивать звуки, а сравнение Ц это мыслительна€ операци€. “аким образом, уже интонационный уровень оказываетс€ интеллектуализированным. »нтеллект тем более включаетс€ в работу, когда сопоставл€ютс€ не отдельные звуки или даже аккорды, а гармонические последовательности, мелодии и их варианты и т.д. Ц словом, все то, что относитс€ к развитию мелодии и составл€ющих ее интонаций. Ѕолее того, приобрет€ определенный опыт, наш разум уже пытаетс€ предугадать дальнейшее музыкальное развитие Ц и сопоставл€ет уже это представление с тем, что реально будет услышано. „ем разнообразнее и сложнее элементы музыкальной ткани, чем труднее предугадать ее развитие Ц тем больше Ђработыї дл€ интеллекта. ј интеллект подчин€етс€ всеобщей закономерности: чем больше интенсивнее нагрузка, тем больше развитие, и в этом смысле воспри€тие музыки Ц така€ же Ђгимнастика умаї, как решение математических задач.

Ќо музыка музыке рознь. ¬озьмем, например, рэп: мелоди€ в нем практически отсутствует Ц все сведено к речитации, но речитаци€ эта не имеет ничего общего с эмоциональностью и непредсказуемостью живой человеческой речи (в отличие, например, от речитативов ћ.ѕ.ћусоргского) Ц как если бы заговорил какой-то механизм. ¬ дев€ти из дес€ти песен современной эстрады претензи€ на мелодию все-таки есть Ц но именно претензи€: мелодии, похожие одна на другую, излагаютс€ в стереотипном ритме, основываютс€ на стереотипной гармонической последовательности, которую все выучили наизусть еще в XVIII веке, о мелодическом развитии вопрос даже не ставитс€. „тобы предугадывать такое музыкальное движение, не требуетс€ практически никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и интеллектуального развити€ така€ музыка не даетЕ равно как и наоборот: те, у кого Ђне заточены интеллектуальные зубыї, предпочитает такой Ђпротертый супчикї.

ѕосмотрим теперь на классическую музыку и рок. ѕри всех различи€х между этими област€ми музыки их объедин€ет интерес к мелодииЕ применительно к року такое утверждение может показатьс€ неожиданным, но заметим: ј.–ыбников Ц по собственному признанию композитора Ц в свое врем€ обратилс€ к року (и в конечном итоге пришел к созданию рок-опер) именно потому, что в ту эпоху в академической музыке шло разрушение мелодии. » все же Ц вслушайтесь в творени€ Ђстолпов и светочейї рока (будь то Beatles или ё.Ўевчук) и убедитесь, какие у них выразительные и интересные мелодии! ј воспри€тие разнообразных, обладающих потенциалом развити€ мелодий, как мы уже говорили Ц это интеллектуальна€ Ђгимнастикаї.

≈ще больший простор дл€ Ђинтеллектуальных упражненийї предоставл€ет классическа€ музыка с ее вариаци€ми и приемами разработочного и симфонического развити€. “олько тогда нам будет очевидна драма Ђгеро€ї бетховенской ѕ€той симфонии, когда мы отследим все столкновени€ грозного Ђмотива судьбыї и страстной, м€тущейс€ главной партии. “олько тогда почувствуем весь ужас Ђфашистского нашестви€ї в Ћенинградской симфонии ƒ.Ўостаковича, когда заметим, какие страшные изменени€ произошли с главной и побочной парти€ми в репризе. “олько сопоставив изложение темы григовского Ђ”траї у нежной флейты и Ђполнокровнойї группы струнных, мы почувствуем, что взошло солнцеЕ »ными словами, мы здесь наблюдаем все то же диалектическое единство: чтобы Ђполучитьї от музыки эмоции, должен Ђпотрудитьс€ї интеллект. “от, кто не Ђнарастил мускулыї своему интеллекту, удовольстви€ от такой музыки не получит и, соответственно, не будет ее любить. — другой стороны, у людей, которых с малолетства учат Ђпонимать €зыкї такой музыки, интеллект в процессе такой Ђтренировкиї развиваетс€.

¬ эту картину, пожалуй, не вписываетс€ один факт: почему теоретики, традиционно считающиес€ интеллектуальной элитой музыкального мира, пребывают в неизменном восторге от музыки авангардной, в которой мелоди€ расстрел€на, повешена и четвертована еще в начале прошлого века? –искну высказать предположение, которое ни в коем случае не претендует на роль истины в последней инстанции: возможно, что бессознательно они все-таки ищут мелодию, но чтобы отыскать что-то похожее на нее в подобной музыке, нужны интеллектуальные усили€ поистине титанические.

√овор€ о св€зи музыкальности и интеллекта, не стоит делать противоположный вывод Ц что человек, не люб€щий музыку, не может обладать высоким интеллектом. ƒоводилось встречать абсолютно немузыкальных кандидатов наук Ц эти люди Ђоттачиваютї свой интеллект на другой де€тельности (например, на математике).


mas
≈вгений Ѕагдерин

–эп хуже пытки - это дл€ людей, у которых начисто отсутствует слух и любовь к насто€щей музыке...

spe
Ћариса ѕопруга

я была уверена, что это взаимосв€зано, но в статье объ€снение исчерпывающее. ¬идно руку профессионала, лучше и не напишешь!




mas
ћарк Ѕлау

я тоже равнодушен к музыке, но человек высокоинтеллектуальный. :)

deb
—ветлана ќсс (“апчик)

ћне кажетс€, у музыканта свой интеллект, особенный, утонченный. ћне "медведь на ухо наступил", € утонченностей в музыке не понимаю.

spe
ёли€ ƒворникова

Ќе стать€, а песн€! Ѕудет добавлена в блокнот в об€зательном пор€дке!

"... самый низкий Ц у поклонников рэпа и хип-хопа" - всегда это подозревала, а после статьи обрела твЄрдую уверенность!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+