icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Зависит ли интеллект человека от его музыкальных предпочтений?

  • 1454
  • 13

Зависит ли интеллект человека от его музыкальных предпочтений?

Д
Долгое время музыка представлялась человеку областью действия «чистых эмоций», в которой не место «холодному рассудку». Потребовались многолетние исследования психологов, чтобы появилось такое понятие, как «музыкальное мышление», чтобы процесс создания, исполнения и восприятия музыки был осмыслен как процесс интеллектуальный… Но если музыка – область действия не только эмоций, но и интеллекта, нет ли между ними какой-то связи?

Исследования на эту тему проводились многократно. Так, было выявлено, что у детей, посещающих музыкальную школу, интеллект боле развит, чем у их сверстников, «не охваченных» музыкальной деятельностью. Впрочем, этот эксперимент нельзя считать полностью «чистым»: кто чаще всего отдает детей в музыкальную школу – тем более в наше время, когда это немодно? Конечно, интеллигенты! Такие люди с малолетства приучают детей к чтению, учат с ними стихи, лет с пяти начинают учить иностранному языку, а то и не одному… разумеется, ребенок из такой семьи опережает сверстников по интеллектуальному развитию, и какую роль сыграла в этом именно музыка, а какую все остальное – достаточно сложно вычленить.

Другой вопрос, который занимает не только ученых, но и простых смертных – есть ли какая-то взаимосвязь между интеллектом и тем, какую музыку предпочитает человек. Такие исследования тоже проводились, результаты получились следующие: самый высокий уровень интеллекта оказался у тех, кто предпочитает классическую музыку и рок, а самый низкий – у поклонников рэпа и хип-хопа. Попробуем разобраться в причинах такого распределения, а для этого нам придется понять, что представляет собой восприятие музыки.

У музыки есть две «координаты» – пространственная (звуковысотность) и временная (ритм). Обе харатеристики музыкального звука мы воспринимаем не изолированно – у отдельного звука – а в сочетании с другими звуками, составляющими мелодию. Отдельно взятый звук никакого эмоционального смысла не несет – нужен хотя бы еще один, чтобы получилась нежная терция, ласковая секста, решительная кварта или стонущий нисходящий полутон. Таким образом, даже на интонационном уровне музыкального мышления, который считается наиболее эмоциональным, наша психика должна сопоставлять и сравнивать звуки, а сравнение – это мыслительная операция. Таким образом, уже интонационный уровень оказывается интеллектуализированным. Интеллект тем более включается в работу, когда сопоставляются не отдельные звуки или даже аккорды, а гармонические последовательности, мелодии и их варианты и т.д. – словом, все то, что относится к развитию мелодии и составляющих ее интонаций. Более того, приобретя определенный опыт, наш разум уже пытается предугадать дальнейшее музыкальное развитие – и сопоставляет уже это представление с тем, что реально будет услышано. Чем разнообразнее и сложнее элементы музыкальной ткани, чем труднее предугадать ее развитие – тем больше «работы» для интеллекта. А интеллект подчиняется всеобщей закономерности: чем больше интенсивнее нагрузка, тем больше развитие, и в этом смысле восприятие музыки – такая же «гимнастика ума», как решение математических задач.

Но музыка музыке рознь. Возьмем, например, рэп: мелодия в нем практически отсутствует – все сведено к речитации, но речитация эта не имеет ничего общего с эмоциональностью и непредсказуемостью живой человеческой речи (в отличие, например, от речитативов М.П.Мусоргского) – как если бы заговорил какой-то механизм. В девяти из десяти песен современной эстрады претензия на мелодию все-таки есть – но именно претензия: мелодии, похожие одна на другую, излагаются в стереотипном ритме, основываются на стереотипной гармонической последовательности, которую все выучили наизусть еще в XVIII веке, о мелодическом развитии вопрос даже не ставится. Чтобы предугадывать такое музыкальное движение, не требуется практически никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и интеллектуального развития такая музыка не дает… равно как и наоборот: те, у кого «не заточены интеллектуальные зубы», предпочитает такой «протертый супчик».

Посмотрим теперь на классическую музыку и рок. При всех различиях между этими областями музыки их объединяет интерес к мелодии… применительно к року такое утверждение может показаться неожиданным, но заметим: А.Рыбников – по собственному признанию композитора – в свое время обратился к року (и в конечном итоге пришел к созданию рок-опер) именно потому, что в ту эпоху в академической музыке шло разрушение мелодии. И все же – вслушайтесь в творения «столпов и светочей» рока (будь то Beatles или Ю.Шевчук) и убедитесь, какие у них выразительные и интересные мелодии! А восприятие разнообразных, обладающих потенциалом развития мелодий, как мы уже говорили – это интеллектуальная «гимнастика».

Еще больший простор для «интеллектуальных упражнений» предоставляет классическая музыка с ее вариациями и приемами разработочного и симфонического развития. Только тогда нам будет очевидна драма «героя» бетховенской Пятой симфонии, когда мы отследим все столкновения грозного «мотива судьбы» и страстной, мятущейся главной партии. Только тогда почувствуем весь ужас «фашистского нашествия» в Ленинградской симфонии Д.Шостаковича, когда заметим, какие страшные изменения произошли с главной и побочной партиями в репризе. Только сопоставив изложение темы григовского «Утра» у нежной флейты и «полнокровной» группы струнных, мы почувствуем, что взошло солнце… Иными словами, мы здесь наблюдаем все то же диалектическое единство: чтобы «получить» от музыки эмоции, должен «потрудиться» интеллект. Тот, кто не «нарастил мускулы» своему интеллекту, удовольствия от такой музыки не получит и, соответственно, не будет ее любить. С другой стороны, у людей, которых с малолетства учат «понимать язык» такой музыки, интеллект в процессе такой «тренировки» развивается.

В эту картину, пожалуй, не вписывается один факт: почему теоретики, традиционно считающиеся интеллектуальной элитой музыкального мира, пребывают в неизменном восторге от музыки авангардной, в которой мелодия расстреляна, повешена и четвертована еще в начале прошлого века? Рискну высказать предположение, которое ни в коем случае не претендует на роль истины в последней инстанции: возможно, что бессознательно они все-таки ищут мелодию, но чтобы отыскать что-то похожее на нее в подобной музыке, нужны интеллектуальные усилия поистине титанические.

Говоря о связи музыкальности и интеллекта, не стоит делать противоположный вывод – что человек, не любящий музыку, не может обладать высоким интеллектом. Доводилось встречать абсолютно немузыкальных кандидатов наук – эти люди «оттачивают» свой интеллект на другой деятельности (например, на математике).

mas
Евгений Багдерин

Рэп хуже пытки - это для людей, у которых начисто отсутствует слух и любовь к настоящей музыке...

spe
Лариса Попруга

Я была уверена, что это взаимосвязано, но в статье объяснение исчерпывающее. Видно руку профессионала, лучше и не напишешь!




mas
Марк Блау

Я тоже равнодушен к музыке, но человек высокоинтеллектуальный. :)

deb
Светлана Осс (Тапчик)

Мне кажется, у музыканта свой интеллект, особенный, утонченный. Мне "медведь на ухо наступил", я утонченностей в музыке не понимаю.

spe
Юлия Дворникова

Не статья, а песня! Будет добавлена в блокнот в обязательном порядке!

"... самый низкий – у поклонников рэпа и хип-хопа" - всегда это подозревала, а после статьи обрела твёрдую уверенность!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+