icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Люди, биографии

Загадочный Джа-Лама. А кем он был на самом деле?

  • 1263
  • 8

Загадочный Джа-Лама. А кем он был на самом деле?

В

В кунсткамере, в Петербурге, в банке с формалином, хранится отрезанная голова Джа-Ламы. За что с ним так жестоко расправились? Кем был на самом деле этот человек? Героем-освободителем? Антигероем – беспринципным злодеем, убийцей? Может, Джа-Лама – обычный авантюрист? В рассказах о его жизни много загадок и хитросплетений из лжи и правды. Попробуем все-таки отыскать зерно истины на покрытых пылью времени страницах истории.

К какому роду-племени принадлежал Джа-Лама?

Вот тут и любопытному читателю, и серьезному историку не повезло. Данных или нет, или они известны только со слов Джа-Ламы, который каждый раз по-разному рассказывал о своем детстве и ранней юности. Поэтому нет точной даты его рождения. В официальных документах значится 1860 год. От этой даты исследователи то убавляют пять лет, то столько же прибавляют.

Каждый калмык должен знать имена своих родителей и всех предков до седьмого колена. Джа-Лама называл только имя отца – Темурсан Санаев. Об остальных родственниках лама предпочитал не говорить. В тех же официальных документах написано, что при рождении ламе дали имя Дамбиджалцан. И тут неточность: лама говорил, что мать назвала его Амуром. А его соратники вспоминали, что некоторые воины обращались к нему, называя другое имя – Балдан. С родовой принадлежностью тоже не все ясно. Джа-Лама говорил, что он из племени дербетов. Доказательств за или против нет, поверим ему на слово.

Справка: 

  1. Дербеты – это немногочисленная этническая группа ойратов. Живут в основном в Монголии и в республике Калмыкия. Считают себя знатным родом. Основания есть: многие правители были дербетами.
  2. Ойрат – общее название группы западных монголов.

Местом его рождения принято считать окрестности Астрахани. Объяснение такое: там калмыки кочевали, постоянного места жительства у них не было. Остановились, недельку прожили, свернули юрты и дальше в путь.

Образование

Мальчику было четыре с половиной года, когда семья Санаевых решила обосноваться в Монголии. И там ребенка отправили к буддийским монахам. Дамбиджалцан провел в монастыре несколько лет. Одни исследователи считают, что Джа-дама получили прекрасное образование. Другие говорят, что это были «околознания», а до глубин буддизма Дамбиджалцан так и не добрался. Есть свидетельства того, что из монастыря его изгнали, лишив монашеского звания. Якобы он убил одного из монахов. Опять же добавлю: доказательств нет. Тем не менее, Дамбиджалцан называл себя ламой и служил в пекинском ямыне, занимая должность начальника департамента.

Справка: 

На Тибете ламой называют того, кто, получив буддийское образование, становится религиозным учителем, иначе говоря гуру. Есть еще одно значение слова «лама» - это часть титула.

Как Дамбиджалцан стал Джа-Ламой?

Монголия в то время страдала от китайского ига. Свободы от жестоких захватчиков хотели все: и простой люд, и богачи. Недовольство зрело и росло, нужен был только лидер. И он явил себя миру, заявив, что имя его Джа-Лама, и сам он есть реинкарнация самого Амурсаны.

Справка

Амурсана – монгольский вождь, поднявший в 1755 году народные массы на борьбу с китайскими и маньчжурскими захватчиками. Умер в 1757 году в России во время эпидемии оспы.

Джа-Лама заявил, что власти империи Цин в Монголии пришел конец. Он утверждал, что его земное назначение – полное изгнание китайцев. В 1890 году у Джа-Лама появились могущественные союзники – тулку Джалханза-хутухта и Илгусан-хутухта.

Справка: 

Тулку - одно из трех проявлений Будды, а также звание духовного лидера в буддизме.

Разумеется, китайские власти предприняли все возможные меры, чтобы убрать из Монголии Джа-Ламу. Последовали один за другим три ареста и высылка в Россию, в Бурятию. Джа-Лама каждый раз бежал из-под ареста и возвращался обратно. Поняв, что время для революции еще не настало, Джа-Лама покидает своих союзников.

С 1898 года он на время прекращает свою политическую деятельность и становится проводником П. К. Козлова. И тут опять начинаются нестыковки. По одной версии, Джа-Лама был обычным проводником. По другой, у него была секретная миссия – встреча с Далай-Ламой и переговоры в Лхасе. Точных данных нет, но экспедицию он довел до места назначения.

Джа-Лама – революционер

Китайские власти не скрывали, что рассматривают Монголию в качестве одной из своих провинций. Вся политика была направлена на уничтожение монголов, как национальности. Волнения вновь усилились, люди стали собираться в отряды и вести партизанские войны. Вот тут снова появляется Джа-Лама и заявляет о своих правах лидера. Сначала был небольшой отряд в сотню сабель, потом под знаменами Джа-Ламы оказалось более пяти тысяч бойцов из разных монгольских племен. Он начал свою собственную войну с китайцами. Его отряд одерживает победу в Кобдо: если бы не его решительные действия при штурме, крепость, скорее всего, взять бы не удалось.

Джа-Лама – правитель

Благодарность правителя Богдо-хана была безмерной. Джа-Ламе были дарованы многочисленные титулы и земли. Таким образом, он стал землевладельцем, правителем Кобдосского округа – его царем и богом. Уточним: жестоким царем и безжалостным богом. Начал он свое правление с реформ. Приказал перестать кочевать и начать строить постоянные жилища. Вокруг поселений было велено вспахать землю и начать ее обрабатывать. Кочевники делать это не умели, поэтому Джа-Лама закупил технику в России и пригласил оттуда агрономов. Потом взялся за образование. Велел ламам учить всех монгольских детишек, не делая исключений. Для этого были срочно открыты шесть школ. Под них отдали самые красивые и большие шатры-юрты. Одновременно начали строительство кирпичных зданий для школ. Джа-Лама взялся за монастырские порядки. Он посчитал, что количество лам и хураваков можно сократить без особого ущерба для религии.

Справка: 

Хувараки – это, говоря современным языком, студенты или ученики ламы. Отличить их можно по бритой голове и красной просторной одежде.

«Лишние» монахи были тут же призваны в армию, а оставшиеся получили новое здание монастыря и жизнь по строжайшему уставу. Народ молился за своего Джа-Ламу, а ламы и их ученики были недовольны, увидев в этих мерах посягательство на свои права. Войско все время проводило в учениях и тренировочных боях. Джа-Лама учил своих солдат правилам ведения войны по европейским правилам.

Джа-Лама – лютый зверь

Так за глаза называли своего правителя монголы. Он был жесток и своих зверств не скрывал, наоборот, даже совершал их намеренно демонстративно. Не монгол? Значит, неполноценный человек, можно и должно наказывать. Причем, делать это требовалось с особой жестокостью. Выкалывание глаз, порка до смерти, сдирание кожи – эти виды наказаний стали привычными. Не меньше сотни человек были убиты Джа-Ламой собственноручно. Его боялись и ненавидели. Многие ждали подходящего момента, чтобы убить «Лютого».

Тюрьма. Я тебя возвысил, я тебя и уничтожу

Богдо-хан начал опасаться Джа-ламу, его растущее влияние пугало правителя. Он сумел сделать так, чтобы Джа-Ламу арестовали и упрятали в тюрьму в Астрахани. Все, что было даровано, Богдо-хан отнял. Все, что было создано, приказал разрушить. В застенках астраханской тюрьмы Джа-Лама пробыл до 1918 года. Большевики освободили «монгольского революционера», и тот через пару месяцев уже собирал по степям и кочевьям новую армию.

Конец бесчинствам

У родника Баян-Булак была выстроена неприступная крепость, в ней базировалось войско Джа-Ламы. Юго-западная граница Монголии стонала от действий этих разбойников. О своих кровных врагах-китайцах Джа-Лама не забывал и постоянно вступал с ними в кровавые стычки. Красных он сторонился, а с белыми пытался договориться о совместных действиях. Ничего не получилось: барон Унгерн посчитал, что этот «дикарь опаснее большевиков» и связываться с ним не стоит. Тогда Джа-Лама решил «подружиться» с китайцами и вместе с ними бить монголов. Этого отступнику не простили. На его поимку был послан большой отряд, состоявший из монголов и русских. Переодетые солдаты попали на прием к Джа-Ламе и застрелили его. Это произошло в 1923 году.

Зачем голову отрезали?

Есть две версии

  • Первая – отрезали, чтобы привезти командованию неоспоримое доказательство смерти Джа-Ламы. 
  • Вторая версия – Джа-Лама был изувером, он нарушил все законы, а потому его следовало лишить реинкарнации. Такое наказание должен был получить Дамбиджалцан за свои грехи. А если у тела нет головы, если ей не дадут возможности сгнить, то нового воплощения не будет.

Джа-Лама стал легендой. Им восхищаются. Его ненавидят. О нем написано множество книг, сняты кинофильмы. Одни считают его героем национально-освободительной войны. Другие называют его честолюбивым авантюристом, прикрывавшем свои преступления революционными лозунгами.

pro
Елена Коробова

Очевидно, что он был очень неоднозначной личностью. Халида, +++++

top
Halida Rojkova

Спасибо, дамы, за комментарии. Действительно, личность интересная. Кстати, о нем очень много написано художественных произведений.

spe
Елена  Затуранова

Очень интересно. В истории вообще бездна необычных судеб, решающих и влияющих, даже на ход будущих событий.

top
Halida Rojkova

Джа-Лама, конечно, с точки зрения европейца, - необузданный дикарь. А вот монголы его чтут, как святого и освободителя.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+