icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

«ачем в оркестре литавры?

  • 1518
  • 8

«ачем в оркестре литавры?

¬
¬ мире музыки есть место безудержной фантазии, но есть место и дл€ строгого стандарта. ≈сли посмотреть на симфонический оркестр, то можно увидеть, что музыканты в нем не рассаживаютс€, куда кому захочетс€. ћеста дл€ всех групп инструментов четко распределены и никогда не нарушаютс€. ¬о-первых, это нужно дл€ дирижера, а во-вторых, опыт столетий (а симфонические оркестры существуют несколько сотен лет) показал, что при таком размещении инструментов, как прин€то сейчас, весь оркестр звучит лучше.

—огласно этим стандартам ударные инструменты наход€тс€ в дальнем левом углу оркестра (если смотреть из зала). Ќа всех ударных инструментах может играть один музыкант-универсал. »ногда таких музыкантов несколько.

—мотреть на Ђударникаї во врем€ исполнени€ симфонической музыки немного смешно. ƒействи€, совершаемые им над его звучным хоз€йством, напоминают действи€ с очками мартышки из басни ».ј. рылова.

“о к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

“о их понюхает, то их полижет

Ќо в отличие от героини басни, у которой ничего не получалось, у музыканта все выходит Ђна разї: согласно партитуре и по указанию дирижера инструменты звен€т, стучат, грохочут, а иногда и клокочут.

√рохочут и клокочут в оркестре по большей части литавры. Ёто один из ударных инструментов, который не только отбивает ритм, но и имеет определенный тембр.

Ћитавры имеют вид большого котла, на который нат€нута мембрана, специально обработанна€ кожа. ”дар по мембране заставл€ет ее вибрировать, вибраци€ передаетс€ котлу, который может быть изготовлен из меди или из серебра. »ногда корпус литавр делают из алюмини€ или же из стекловолокна. ћатериал, из которого изготовлен котел литавр, определ€ет их тембр. “ембр инструмента определ€етс€ также размером котла. ћаленькие литавры звонче, большие звучат глуше. ≈сли хот€т сделать литавры, которые звучат совсем глухо, их покрывают сукном или полотном. ¬ысота звука литавров определ€етс€ степенью нат€жени€ барабанной кожи. Ќат€жение регулируетс€ с помощью специальных винтов. Ћитавры, кожа которых более нат€нута, имеют более высокий звук.

 ак и большинство ударных инструментов литавры Ц древнего происхождени€. Ѕарабаны использовались и дл€ передачи сообщений сосед€м, и дл€ создани€ общего ритма в танце (который был подготовкой к охоте) или в бою. ”же в 15-м веке литавры по€вились во ‘ранции. Ћитавры были одной из военных реликвий запорожского войска. »ногда они назвались еще и тулумбасами. Ђ’оз€инї литавров и главный исполнитель на этих котлах-барабанах называлс€ довбыш. ќт этой профессии боевого барабанщика произошла украинска€ фамили€ ƒовбыш или ƒовбуш.

ј откуда происходит название самого инструмента?

»нструменты, подобные литаврам, имелись у многих европейских народов, но назывались эти инструменты совсем не похоже: по-французски Ц timbales, по-немецки Ц Pauken, по-польски Ц kotly, по-италь€нски Ц timpani. –усское название происходит от греческого слова polytaurea, которое образовано из двух слов, poly Ц Ђмногої и Ђtaureaї Ц Ђбарабанї. ѕоскольку говорить Ђударить по политаврамї было не удобно, начальное Ђпої в названии инструмента отпало.  стати, в новогреческом €зыке литавры называютс€ на италь€нский манер Ц Ђтимпаниї. ¬о всех названи€х этого ударного инструмента используетс€ множественное число, поскольку барабаны всегда были парными. Ѕарабанщик удар€л одной палкой по одному барабану, а другой Ц по другому. ќсобенно впечатл€юще выгл€дели литавры в кавалерийских оркестрах. ƒа и звучали они тоже впечатл€юще. Ћитавры запорожских казаков Ђв действииї можно увидеть в польском фильме Ђќгнем и мечемї по известному роману √.—енкевича.

¬ симфонический оркестр литавры ввел во второй половине 17-го века композитор, дирижер и создатель национальной французской оперы ∆ан Ѕатист Ћюлли (Jean-Baptiste Lully)(1632 Ч 1687).

¬ симфоническом оркестре, как правило, примен€ютс€ две литавры Ч больша€ и мала€. »змен€€ степень нат€жени€ мембраны на большой литавре, можно заставить ее издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве до до в малой октаве. ћала€ литавра может издавать звуки от си-бемоль в большой октаве до фа в малой октаве. ≈сли оркестр большой, в них могут использоватьс€ несколько литавр, настроенных по-разному. ¬ опере ћейербера Ђ–оберт-ƒь€волї, например, во втором действии звучат две большие в две малые литавры. ¬ произведени€х французского композитора Ѕерлиоза используетс€ еще большее количество литавр.

Ћитавры используютс€ почти в любой кульминаци€ классической симфонии. “акие кульминации, в которых участвуют литавры, производ€т впечатление разбушевавшейс€ стихии. ¬ оратории √айдна Ђ¬ремена годаї литавры изображают громовые раскаты. ¬ Ўестой симфонии Ѕетховена (Ђѕасторальнойї) литавры Ђработаютї в четвертой части, котора€ называетс€ соответственно: Ђ√роза, бур€ї. ѕостепенно усиливающийс€ звук литавр, завершаетс€ словами Ђ—одрогнись, земл€ї в оратории Ђ’ристос на ћасличной гореї того же Ѕетховена. ¬ ƒев€той симфонии Ўостаковича литавры имитируют орудийную канонаду. „арующее впечатление производит искусственно заглушенный звук литавр в Ђѕоловецких пл€скахї в опере Ђ н€зь »горьї ј. Ѕородина.  роме перечисленных легко найти другие примеры использовани€ литавр в Youtube. ƒостаточно произвести поиск по слову Ђлитаврыї

—овременные акустики утверждают, что литавры можно настроить так, чтобы они издавали звук очень низкой, почти неслышимой частоты, который, между тем, оказывает на человека серьезное воздействие. Ќе знаю, известно ли это композиторам, и используют ли они этот эффект в своих произведени€х.


spe
Ћариса ѕопруга

 ак интересно: и про литавры, и про ¬ойско запорожское, а фамили€ ƒовбуш у нас очень распространена, ƒовбыш реже встречаетс€

spe
Ћариса ѕопруга

 ак интересно: и про литавры, и про ¬ойско запорожское, а фамили€ ƒовбуш у нас очень распространена, ƒовбыш реже встречаетс€

mas
≈вгений Ѕагдерин

ќчень люблю классику, а вот об инструментах не знал почти ничего. ќчень полезна€ стать€!

top
Halida Rojkova

ќчень-очень интересно! » так много нового узнала!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+