Согласно этим стандартам ударные инструменты находятся в дальнем левом углу оркестра (если смотреть из зала). На всех ударных инструментах может играть один музыкант-универсал. Иногда таких музыкантов несколько.
Смотреть на «ударника» во время исполнения симфонической музыки немного смешно. Действия, совершаемые им над его звучным хозяйством, напоминают действия с очками мартышки из басни И.А.Крылова.
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет
Но в отличие от героини басни, у которой ничего не получалось, у музыканта все выходит «на раз»: согласно партитуре и по указанию дирижера инструменты звенят, стучат, грохочут, а иногда и клокочут.
Грохочут и клокочут в оркестре по большей части литавры. Это один из ударных инструментов, который не только отбивает ритм, но и имеет определенный тембр.
Литавры имеют вид большого котла, на который натянута мембрана, специально обработанная кожа. Удар по мембране заставляет ее вибрировать, вибрация передается котлу, который может быть изготовлен из меди или из серебра. Иногда корпус литавр делают из алюминия или же из стекловолокна. Материал, из которого изготовлен котел литавр, определяет их тембр. Тембр инструмента определяется также размером котла. Маленькие литавры звонче, большие звучат глуше. Если хотят сделать литавры, которые звучат совсем глухо, их покрывают сукном или полотном. Высота звука литавров определяется степенью натяжения барабанной кожи. Натяжение регулируется с помощью специальных винтов. Литавры, кожа которых более натянута, имеют более высокий звук.
Как и большинство ударных инструментов литавры – древнего происхождения. Барабаны использовались и для передачи сообщений соседям, и для создания общего ритма в танце (который был подготовкой к охоте) или в бою. Уже в 15-м веке литавры появились во Франции. Литавры были одной из военных реликвий запорожского войска. Иногда они назвались еще и тулумбасами. «Хозяин» литавров и главный исполнитель на этих котлах-барабанах назывался довбыш. От этой профессии боевого барабанщика произошла украинская фамилия Довбыш или Довбуш.
А откуда происходит название самого инструмента?
Инструменты, подобные литаврам, имелись у многих европейских народов, но назывались эти инструменты совсем не похоже: по-французски – timbales, по-немецки – Pauken, по-польски – kotly, по-итальянски – timpani. Русское название происходит от греческого слова polytaurea, которое образовано из двух слов, poly – «много» и «taurea» – «барабан». Поскольку говорить «ударить по политаврам» было не удобно, начальное «по» в названии инструмента отпало. Кстати, в новогреческом языке литавры называются на итальянский манер – «тимпани». Во всех названиях этого ударного инструмента используется множественное число, поскольку барабаны всегда были парными. Барабанщик ударял одной палкой по одному барабану, а другой – по другому. Особенно впечатляюще выглядели литавры в кавалерийских оркестрах. Да и звучали они тоже впечатляюще. Литавры запорожских казаков «в действии» можно увидеть в польском фильме «Огнем и мечем» по известному роману Г.Сенкевича.
В симфонический оркестр литавры ввел во второй половине 17-го века композитор, дирижер и создатель национальной французской оперы Жан Батист Люлли (Jean-Baptiste Lully)(1632 — 1687).
В симфоническом оркестре, как правило, применяются две литавры — большая и малая. Изменяя степень натяжения мембраны на большой литавре, можно заставить ее издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве до до в малой октаве. Малая литавра может издавать звуки от си-бемоль в большой октаве до фа в малой октаве. Если оркестр большой, в них могут использоваться несколько литавр, настроенных по-разному. В опере Мейербера «Роберт-Дьявол», например, во втором действии звучат две большие в две малые литавры. В произведениях французского композитора Берлиоза используется еще большее количество литавр.
Литавры используются почти в любой кульминация классической симфонии. Такие кульминации, в которых участвуют литавры, производят впечатление разбушевавшейся стихии. В оратории Гайдна «Времена года» литавры изображают громовые раскаты. В Шестой симфонии Бетховена («Пасторальной») литавры «работают» в четвертой части, которая называется соответственно: «Гроза, буря». Постепенно усиливающийся звук литавр, завершается словами «Содрогнись, земля» в оратории «Христос на Масличной горе» того же Бетховена. В Девятой симфонии Шостаковича литавры имитируют орудийную канонаду. Чарующее впечатление производит искусственно заглушенный звук литавр в «Половецких плясках» в опере «Князь Игорь» А. Бородина. Кроме перечисленных легко найти другие примеры использования литавр в Youtube. Достаточно произвести поиск по слову «литавры»
Современные акустики утверждают, что литавры можно настроить так, чтобы они издавали звук очень низкой, почти неслышимой частоты, который, между тем, оказывает на человека серьезное воздействие. Не знаю, известно ли это композиторам, и используют ли они этот эффект в своих произведениях.