icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда ќрехова
ќбучение

„то такое антонимы?

  • 10444
  • 13

„то такое антонимы?

—лова Ц антонимы настолько тесно св€заны с нашим мировоспри€тием, что без них сегодн€ невозможно представить развитие не только речи ребенка, но и его развитие, вообще. ¬едь, именно, на антонимах (словах одной части речи, имеющих пр€мо противоположный смысл и различных по звучанию и написанию) основано воспитание и обучение детей младшего возраста. Ќа противоположных по смыслу пон€ти€х (а именно такие пон€ти€ описываютс€ антонимами) дети учатс€ познавать мир.  огда мы учились в школе, именно слова-антонимы легче всего усваивались. ћожет, потому, что они отличались по звучанию от других лексических пон€тий, созвучных друг другу (синонимы, омонимы), а может, потому, что примеры приводились уж больно €ркие, знакомые всем с детства: гор€чо-холодно, высокий-узкий, далеко-близко.

ѕочему же пон€тие о словах-антонимах так легко и быстро усваиваетс€? ѕричина в том, что в основе лексической природы этих пон€тий лежит принцип ассоциации по контрасту. “о есть, усвоив один из признаков предмета, €влени€ или действи€, ребенок легко дополн€ет уже знакомый ему признак воображением противоположного ему по смыслу. Ћегко усваиваетс€ и то, что среди антонимов нет имен собственных (попробуйте, например, найти им€, противоположное »вану). Ќельз€ найти антоним и к числительному или местоимению.

ќказываетс€, с точки зрени€ лингвистики, знани€ о словах-антонимах, почерпнутые нами в школе, далеко не конечные (век живи Ц век учись!). ”ченые раздел€ют антонимы на несколько больших групп.

Ќапример, антонимы могут быть однокоренными (зайти-выйти) или разнокоренными (вверх-вниз), выражать разный тип пон€тий (имеющие пол€рные или переходные значени€): например, белый-черный или белый-серый-черный.

јнтонимами €вл€ютс€ и слова (или выражени€), выражающие противоположные действи€ или ситуацию с точки зрени€ разных участников событий: плавать-тонуть, купить-продать, муж-жена, ученик-учитель, угощать - обнести.

—уществует и много других видов антонимов, которые помогают усваивать этот сложный мир. —реди ученых-лингвистов все они, конечно, имеют свои названи€ и определени€, но насколько нужно их знать и раздел€ть Ц это, по моему глубокому убеждению, вопрос очень спорный.

  сожалению, тактика многих школьных учителей такова, что многие из них стараютс€ Ђвпихнутьї в головы учеников максимум полезной информации по своему предмету, в надежде на то, что хот€ бы часть из нее будет усвоена. ј в результате, у учеников срабатывает инстинкт самосохранени€. » вместо того, чтобы усвоить хот€ бы часть информации, их еще слаба€ психика вообще отказываетс€ воспринимать знани€ по предмету, а в голове остаетс€ либо пустота, либо, что еще хуже, некотора€ мешанина, разобрать которую бывает под силу только опытному репетитору в частном обучении.

–азумеетс€, есть и более способные ученики, и более старательные, и увлеченные данным предметом. Ќо, в основной своей массе, речь-то идет именно о среднем (то есть, рассчитанным на среднего ученика со средними способност€ми) образовании! », думаетс€ мне, научить школьника грамотно писать и излагать свои мысли Ц более важно, чем вложить в него массу бесполезных во взрослой жизни знаний. » еще более важно - научить ребенка учитьс€, то есть самому находить нужную информацию, а не бездумно заучивать огромный объем бесполезной. ¬се равно бќльша€ ее часть скоро забудетс€, как ненужна€, так как ее вытеснит друга€, более интересна€ и полезна€. “аково уж свойство нашей пам€ти!

deb
Ќадежда ќрехова

ѕока готовила статью к публикации, ее название убрали из списка рекомендованных тем. –ешилась все-таки статью опубликовать: не пропадать же "добру". ћожет, и она окажетс€ кому-нибудь интересной?

deb
ќлес€ Ѕелоброва

’ороша€ стать€, особенно полезна молодежи, так как засилие незнани€ родного €зыка порой приводит в ужас. некоторые молодые люди не могут св€зать пары слов, потому что словарный запас скуден, а безграмотна€ речь стала нормой жизни. сталю+

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+