icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Орехова
Обучение

Что такое антонимы?

  • 10084
  • 13

Что такое антонимы?

С
Слова – антонимы настолько тесно связаны с нашим мировосприятием, что без них сегодня невозможно представить развитие не только речи ребенка, но и его развитие, вообще. Ведь, именно, на антонимах (словах одной части речи, имеющих прямо противоположный смысл и различных по звучанию и написанию) основано воспитание и обучение детей младшего возраста. На противоположных по смыслу понятиях (а именно такие понятия описываются антонимами) дети учатся познавать мир. Когда мы учились в школе, именно слова-антонимы легче всего усваивались. Может, потому, что они отличались по звучанию от других лексических понятий, созвучных друг другу (синонимы, омонимы), а может, потому, что примеры приводились уж больно яркие, знакомые всем с детства: горячо-холодно, высокий-узкий, далеко-близко.

Почему же понятие о словах-антонимах так легко и быстро усваивается? Причина в том, что в основе лексической природы этих понятий лежит принцип ассоциации по контрасту. То есть, усвоив один из признаков предмета, явления или действия, ребенок легко дополняет уже знакомый ему признак воображением противоположного ему по смыслу. Легко усваивается и то, что среди антонимов нет имен собственных (попробуйте, например, найти имя, противоположное Ивану). Нельзя найти антоним и к числительному или местоимению.

Оказывается, с точки зрения лингвистики, знания о словах-антонимах, почерпнутые нами в школе, далеко не конечные (век живи – век учись!). Ученые разделяют антонимы на несколько больших групп.

Например, антонимы могут быть однокоренными (зайти-выйти) или разнокоренными (вверх-вниз), выражать разный тип понятий (имеющие полярные или переходные значения): например, белый-черный или белый-серый-черный.

Антонимами являются и слова (или выражения), выражающие противоположные действия или ситуацию с точки зрения разных участников событий: плавать-тонуть, купить-продать, муж-жена, ученик-учитель, угощать - обнести.

Существует и много других видов антонимов, которые помогают усваивать этот сложный мир. Среди ученых-лингвистов все они, конечно, имеют свои названия и определения, но насколько нужно их знать и разделять – это, по моему глубокому убеждению, вопрос очень спорный.

К сожалению, тактика многих школьных учителей такова, что многие из них стараются «впихнуть» в головы учеников максимум полезной информации по своему предмету, в надежде на то, что хотя бы часть из нее будет усвоена. А в результате, у учеников срабатывает инстинкт самосохранения. И вместо того, чтобы усвоить хотя бы часть информации, их еще слабая психика вообще отказывается воспринимать знания по предмету, а в голове остается либо пустота, либо, что еще хуже, некоторая мешанина, разобрать которую бывает под силу только опытному репетитору в частном обучении.

Разумеется, есть и более способные ученики, и более старательные, и увлеченные данным предметом. Но, в основной своей массе, речь-то идет именно о среднем (то есть, рассчитанным на среднего ученика со средними способностями) образовании! И, думается мне, научить школьника грамотно писать и излагать свои мысли – более важно, чем вложить в него массу бесполезных во взрослой жизни знаний. И еще более важно - научить ребенка учиться, то есть самому находить нужную информацию, а не бездумно заучивать огромный объем бесполезной. Все равно бОльшая ее часть скоро забудется, как ненужная, так как ее вытеснит другая, более интересная и полезная. Таково уж свойство нашей памяти!

deb
Надежда Орехова

Пока готовила статью к публикации, ее название убрали из списка рекомендованных тем. Решилась все-таки статью опубликовать: не пропадать же "добру". Может, и она окажется кому-нибудь интересной?

deb
Олеся Белоброва

Хорошая статья, особенно полезна молодежи, так как засилие незнания родного языка порой приводит в ужас. некоторые молодые люди не могут связать пары слов, потому что словарный запас скуден, а безграмотная речь стала нормой жизни. сталю+

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+