icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

«ачем на свадьбе посаженые мать и отец?

  • 4218
  • 1

«ачем на свадьбе посаженые мать и отец?

—вадебный обр€д Ц это сложный Ђспектакльї, кажда€ деталь которого Ц начина€ одеждой новобрачных и конча€ кушань€ми на пиру Ц исполнена глубокого смысла.  аких только действующих лиц ни было в этом спектакле Ц сват, дружко (он же Ц шафер, он же Ц на современный манер Ц свидетель), бо€ре (так называли все гостей, независимо от их реальной сословной принадлежности), старший бо€рин (он же Ц тыс€чник), треть€к Ц помощник тыс€чникаЕ и, конечно, посаженный отец и посаженна€ мать. “радици€ этих Ђдействующих лицї нар€ду с дружками сохранилась до наших времен, и даже в некоторых православных храмах (не везде) требуют в об€зательном пор€дке, чтобы на венчании были посаженные отец и мать.

Ёти особые гости на свадьбе замен€ют насто€щих родителей невесты. ≈сли невеста Ц кругла€ сирота, тогда все пон€тно, но если родители живы, зачем кому-то их замен€ть?

” этой традиции есть несколько аспектов. ќдин них Ц реально-практический. Ђ«вонили звоны в Ќовгороде, звончей того Ц во каменной ћосквеї, Ц поетс€ в свадебной песне.  ак гостей называют Ђбо€рамиї, а новобрачных (быть может, крепостных кресть€н) Ц Ђмолодым кн€зем и молодой кн€гинейї, так под Ќовгородом и ћосквой подразумеваютс€ разные деревни или села, расположенные, конечно, не на таком рассто€нии, как Ќовгород или ћосква, но все же довольно далеко друг от друга. ќбычай брать невесту из другого селени€ был оправдан Ц так меньше веро€тность близкородственного брака, но создавал некоторые бытовые проблемы во врем€ свадьбы: чтобы не потратить полдн€ на дорогу до дома невесты, ей приходилось приехать в родное село жениха заранее Ц и на это врем€ кто-то должен был прин€ть ее в своем доме, кто-то должен был вз€ть на себ€ ответственность за девушку, вот эта об€занность и возлагалась на посаженного отца и посаженную мать.   тому же, насто€щие родители были зан€ты подготовкой свадебного пира Ц вот кто-то и замен€л их в свадебном обр€де (в христианскую эпоху Ц на венчании).

Ќо главный аспект все же нужно искать в области мифологического мышлени€. ¬ чем он заключаетс€, мы поймем, если вспомним, дл€ чего нужны крестный отец и крестна€ мать.  ак известно, крещение Ц это второе рождение, и при этом у человека должны быть родители, но не те, которые дали ему рождение во плоти. —вадебный обр€д Ц это тоже новое рождение (ритуальна€ смерть и рождение в роду мужа), и при этом рождении девушке тоже нужны новые родители Ц вот это и есть посаженный отец и посаженна€ мать.

Ќа роль посаженных родителей нельз€ пригласить, кого попало. ѕосаженный отец об€зательно должен быть женат, посаженна€ мать Ц замужем, причем желательно, чтобы у обоих брак был счастливым (разумеетс€, не вдовцы и не разведенные). ќб€занности их разнообразны и могут варьироватьс€ в зависимости от местных традиций Ц например, в некоторых област€х прин€то, чтобы посаженный отец покупал подножку Ц ткань, которую во врем€ венчани€ расстилают под ноги молодым.  огда новобрачные возвращаютс€ из церкви (или Цв наше врем€ Ц из «ј√—а с гражданской церемонии бракосочетани€), посаженные встречают их с иконой и хлебом-солью.  ак правило, об€занность позаботитьс€ об иконе возлагаетс€ на посаженного отца, а о каравае и солонке Ц на посаженную мать.

—уществовала и еще одна добра€ традици€, которую ничто не мешает возродить в наше врем€: в один из первых дней после свадьбы один из посаженных родителей приглашал молодых и их родственников к себе в дом на обед.


spe
ёли€ ƒворникова

ћне очень понравилось и объ€снение, и призыв к возрождению традиций. ƒавайте общатьс€, "давайте говорить друг другу комплименты"!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+