icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ќльга ќрлова
ќбучение

«ачем детей учат лепить из пластилина?

  • 2324
  • 6

«ачем детей учат лепить из пластилина?

ѕ
ѕоиграв логическим ударением и интонаци€ми этой простой, на первый взгл€д, фразы, можно сформулировать несколько проблем. »так, «ј„≈ћ же дет€м лепить; нужно ли их этому учить; почему именно из пластилина?

Ќачнем с того, что лепка прекрасный инструмент дл€ обучени€. ћаленький ребенок не может в силу своих психологических возможностей достаточно долго и внимательно слушать, и усваивать какую-то информацию. Ќагл€дный материал помогает ребенку поддерживать внимание и лучше усваивать услышанное. ј если в этот процесс включитс€ и тело ребенка, то Е „ем больше каналов участвует в постижении информации, тем эффективнее процесс. «наком€ ребенка с объектами окружающего мира, будет полезно не только показать картинку, но и слепить предмет познани€, обыграть его - закрепить информацию.

Ёто удивительный процесс, в нем кроетс€ богатейший набор возможностей дл€ развити€ ребенка. –азм€ть пластичную массу, разогреть ее теплыми ладошками, отрывать или отрезать от нее большие и маленькие кусочки, скатывать их в шарики, выт€гивать в длинные и сжимать в короткие колбаски, сплющивать в лепешки, сцепл€ть детали друг с другом, и прочее, и прочееЕ. «аметили, сколько про€влений физического мира можно постигнуть не таким уж хитрым способом? ƒаже не стрем€сь к созданию шедевров, этим самым способом можно необычайным образом познавать мир и получать самые различные знани€ и умени€.

Ќу, а то, что лепка прекрасный способ развити€ мелкой моторики, мышц и координации руки, пальчиков - известно, пожалуй, многим. Ёто формирует более точные и ловкие движени€, а главное, позвол€ет развивать ќЅ≈ руки. Ёто, в свою очередь, хорошо сказываетс€ на мозговых процессах, речевом развитии, а также подготавливает руку ребенка к письму.

Ќу и, конечно же, нельз€ забывать, что лепка Ц это один из видов изобразительного искусства и способ развити€ изобразительных навыков и творческого воображени€. ≈го преимущество в том, что заниматьс€ этим увлекательным волшебством можно уже с полутора лет, т.к. по сравнению с рисованием, это более простой и доступный способ изображени€ объекта. ќбуча€ детей рисованию, их сначала учат лепить предметы Ц создавать объемные образы, а затем уже переносить их в плоскость. “ак рождаютс€ будущие художники, при наличии определенных предпосылок.

≈ще один плюс в том, что ва€€, конструиру€ внутри пространства, малыш осваивает его, управл€ет им Ц развивает пространственное мышление.

≈ще более важным моментом в деле пластического волшебства €вл€етс€ главное достоинство Ц возможность играть. Ёто может быть сама€ примитивна€ игра с бесформенными кусочками, в которых Ђживутї персонажи ведомые только ребенку и его воображению. ј при наличии продвинутых навыков это может быть целый сюжет с участием вполне узнаваемых персонажей. “олько представьте возможности бесформенной массы превращатьс€ в любые объекты. “акому разнообразию может позавидовать и магазин игрушек.  онечно, в них нет механизмов и электроники, но гибкость, подвижность, способность к трансформации и восстановлению имеют свои плюсы. ј как стимулирует воображение, креативность! ј еще можно разыгрывать целые сказки, устраивать миниатюрные театральные представлени€.

¬озможность таких игр важна дл€ познани€. Ќо это может быть еще инструмент дл€ решени€ психологических задач. «анима€сь такой игротерапией, ребенок может разрешать свои внутренние конфликты, обучатьс€ коммуникативным навыкам.  онечно это будет эффективнее, если р€дом будет сведущий взрослый (психолог или просвещенный родитель).

» теперь главное! ¬се волшебство процесса кроетс€ как раз в том, что из какого-то бесформенного куска можно —ќ«ƒј¬ј“№ целый мир, постига€ его устройство. —кладывать детали в целое, разобщать, замен€ть, преобразовывать, конструировать. —оздава€ познавать, познава€ создавать. ƒа еще как! „увствуете, к чему все идет? “ворить, почувствовать себ€ творцом! Ќе это ли так важно дл€ осознани€ своей индивидуальности?

¬се это возможно, только без обучени€ не обойтись.  онечно, умение лепить требует определенных навыков разной степени сложности. Ѕолее простые итак придут с опытом, более сложные необходимо показать и потренировать. ≈сли вы действительно хотите растить творческую личность, не стремитесь сразу все показать, и не нав€зывайте свои штампы. »щите баланс между самосто€тельным поиском решени€ задач по созданию образа и обучением. ¬аше умение не перегружать ребенка готовыми ответами и способами действи€ будет пробуждать в нем творца. Ќо и на самотек пускать процесс не стоит. “ворческий потенциал заложен в каждом человеке, но в разной степени. ѕрисматривайтесь и помогайте ребенку в пределах разумно необходимого объема.

», наконец, о пластилине. —ейчас большое разнообразие пластических материалов, достаточно зайти в магазин и глаза разбегаютс€. ” каждого материала есть свои достоинства и недостатки. ѕопробуем определить некоторые ориентиры. Ќапример, глина и соленое тесто наиболее экологичны, что важно дл€ любителей все пробовать на зуб. √лина очень пластична, тесто в любое врем€ можно замесить в домашних услови€х. Ќо тесто недостаточно упругий материал, что ограничивает его формаобразующие возможности. » глине, и тесту необходимо поддержание посто€нной определенной степени влажности, при этом они сушат руки. ѕолимерна€ глина менее пластична и не так податлива детским рукам, затруднено сцепление деталей. „то же касаетс€ пластилинаЕ. ≈сли он будет хорошего качества и подход€щей м€гкости, проблем с ним не будет при необходимом присмотре со стороны взрослых. Ѕолее м€гкий подойдет самым маленьким скульпторам и тем, кто постарше, но со слабой моторикой. ѕри этом он не должен липнуть к рукам и пачкать их, хорошо сцепл€€сь между собой. “вердый же подойдет только очень продвинутым скульпторам.


spe
Ћариса ѕопруга

ƒа, сейчас столько разного пластилина, а у нас в детстве был пластилин жесткий, неподдающийс€.
ј лепка зан€тие интересное

pro
Ќадежда  ћаслова

ѕомню с каким восторгом сын показывал всем лисичку, которую мы вместе с ним слепили из пластилина. Ѕыл бесформенный комок, а получилось чудо! +++

spe
ёли€ ƒворникова

ѕо мнению психологов, лепка - отличное развитие детской моторики. ћы тоже лепим и учимс€ создавать, а заодно и понимать, что без усилий ничего не получитс€. ј ещЄ все мои дети знают старую-старую песенку. —тарша€ дочь говорит, что когда что-либо не получаетс€, она начинает еЄ напевать и ей становитс€ легче, да и дело начинает двигатьс€. ƒелюсь:
я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина,
я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак.
≈сли кукла выйдет плохо, назову еЄ - дурЄха,
≈сли клоун выйдет плохо, назову его - дурак.
ѕодошли ко мне два брата, подошли ко мне два брата,
ѕодошли ко мне два брата, подошли и говор€т:
- “ы их лепишь плоховато, ты их любишь маловато.
–азве кукла виновата? –азве клоун виноват?
я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина,
я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак.
≈сли кукла выйдет плохо, назову еЄ - бедн€жка,
≈сли клоун выйдет плохо, назову его Ц бедн€к.

top
Halida Rojkova

’орошее дело - лепка, многому учит. +++

deb
Ќаталь€ –еутова

ќльга! ќтлична€ стать€, полезна€ дл€ родителей! Ќаписано с пониманием дела, очень профессионально! +++ ¬ы снова на сайте! ”ра!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+