icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ольга Орлова
Обучение

Зачем детей учат лепить из пластилина?

  • 1594
  • 6

Зачем детей учат лепить из пластилина?

П
Поиграв логическим ударением и интонациями этой простой, на первый взгляд, фразы, можно сформулировать несколько проблем. Итак, ЗАЧЕМ же детям лепить; нужно ли их этому учить; почему именно из пластилина?

Начнем с того, что лепка прекрасный инструмент для обучения. Маленький ребенок не может в силу своих психологических возможностей достаточно долго и внимательно слушать, и усваивать какую-то информацию. Наглядный материал помогает ребенку поддерживать внимание и лучше усваивать услышанное. А если в этот процесс включится и тело ребенка, то … Чем больше каналов участвует в постижении информации, тем эффективнее процесс. Знакомя ребенка с объектами окружающего мира, будет полезно не только показать картинку, но и слепить предмет познания, обыграть его - закрепить информацию.

Это удивительный процесс, в нем кроется богатейший набор возможностей для развития ребенка. Размять пластичную массу, разогреть ее теплыми ладошками, отрывать или отрезать от нее большие и маленькие кусочки, скатывать их в шарики, вытягивать в длинные и сжимать в короткие колбаски, сплющивать в лепешки, сцеплять детали друг с другом, и прочее, и прочее…. Заметили, сколько проявлений физического мира можно постигнуть не таким уж хитрым способом? Даже не стремясь к созданию шедевров, этим самым способом можно необычайным образом познавать мир и получать самые различные знания и умения.

Ну, а то, что лепка прекрасный способ развития мелкой моторики, мышц и координации руки, пальчиков - известно, пожалуй, многим. Это формирует более точные и ловкие движения, а главное, позволяет развивать ОБЕ руки. Это, в свою очередь, хорошо сказывается на мозговых процессах, речевом развитии, а также подготавливает руку ребенка к письму.

Ну и, конечно же, нельзя забывать, что лепка – это один из видов изобразительного искусства и способ развития изобразительных навыков и творческого воображения. Его преимущество в том, что заниматься этим увлекательным волшебством можно уже с полутора лет, т.к. по сравнению с рисованием, это более простой и доступный способ изображения объекта. Обучая детей рисованию, их сначала учат лепить предметы – создавать объемные образы, а затем уже переносить их в плоскость. Так рождаются будущие художники, при наличии определенных предпосылок.

Еще один плюс в том, что ваяя, конструируя внутри пространства, малыш осваивает его, управляет им – развивает пространственное мышление.

Еще более важным моментом в деле пластического волшебства является главное достоинство – возможность играть. Это может быть самая примитивная игра с бесформенными кусочками, в которых «живут» персонажи ведомые только ребенку и его воображению. А при наличии продвинутых навыков это может быть целый сюжет с участием вполне узнаваемых персонажей. Только представьте возможности бесформенной массы превращаться в любые объекты. Такому разнообразию может позавидовать и магазин игрушек. Конечно, в них нет механизмов и электроники, но гибкость, подвижность, способность к трансформации и восстановлению имеют свои плюсы. А как стимулирует воображение, креативность! А еще можно разыгрывать целые сказки, устраивать миниатюрные театральные представления.

Возможность таких игр важна для познания. Но это может быть еще инструмент для решения психологических задач. Занимаясь такой игротерапией, ребенок может разрешать свои внутренние конфликты, обучаться коммуникативным навыкам. Конечно это будет эффективнее, если рядом будет сведущий взрослый (психолог или просвещенный родитель).

И теперь главное! Все волшебство процесса кроется как раз в том, что из какого-то бесформенного куска можно СОЗДАВАТЬ целый мир, постигая его устройство. Складывать детали в целое, разобщать, заменять, преобразовывать, конструировать. Создавая познавать, познавая создавать. Да еще как! Чувствуете, к чему все идет? Творить, почувствовать себя творцом! Не это ли так важно для осознания своей индивидуальности?

Все это возможно, только без обучения не обойтись. Конечно, умение лепить требует определенных навыков разной степени сложности. Более простые итак придут с опытом, более сложные необходимо показать и потренировать. Если вы действительно хотите растить творческую личность, не стремитесь сразу все показать, и не навязывайте свои штампы. Ищите баланс между самостоятельным поиском решения задач по созданию образа и обучением. Ваше умение не перегружать ребенка готовыми ответами и способами действия будет пробуждать в нем творца. Но и на самотек пускать процесс не стоит. Творческий потенциал заложен в каждом человеке, но в разной степени. Присматривайтесь и помогайте ребенку в пределах разумно необходимого объема.

И, наконец, о пластилине. Сейчас большое разнообразие пластических материалов, достаточно зайти в магазин и глаза разбегаются. У каждого материала есть свои достоинства и недостатки. Попробуем определить некоторые ориентиры. Например, глина и соленое тесто наиболее экологичны, что важно для любителей все пробовать на зуб. Глина очень пластична, тесто в любое время можно замесить в домашних условиях. Но тесто недостаточно упругий материал, что ограничивает его формаобразующие возможности. И глине, и тесту необходимо поддержание постоянной определенной степени влажности, при этом они сушат руки. Полимерная глина менее пластична и не так податлива детским рукам, затруднено сцепление деталей. Что же касается пластилина…. Если он будет хорошего качества и подходящей мягкости, проблем с ним не будет при необходимом присмотре со стороны взрослых. Более мягкий подойдет самым маленьким скульпторам и тем, кто постарше, но со слабой моторикой. При этом он не должен липнуть к рукам и пачкать их, хорошо сцепляясь между собой. Твердый же подойдет только очень продвинутым скульпторам.

spe
Лариса Попруга

Да, сейчас столько разного пластилина, а у нас в детстве был пластилин жесткий, неподдающийся.
А лепка занятие интересное

spe
Надежда  Маслова

Помню с каким восторгом сын показывал всем лисичку, которую мы вместе с ним слепили из пластилина. Был бесформенный комок, а получилось чудо! +++

spe
Юлия Дворникова

По мнению психологов, лепка - отличное развитие детской моторики. Мы тоже лепим и учимся создавать, а заодно и понимать, что без усилий ничего не получится. А ещё все мои дети знают старую-старую песенку. Старшая дочь говорит, что когда что-либо не получается, она начинает её напевать и ей становится легче, да и дело начинает двигаться. Делюсь:
Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина,
Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо, назову её - дурёха,
Если клоун выйдет плохо, назову его - дурак.
Подошли ко мне два брата, подошли ко мне два брата,
Подошли ко мне два брата, подошли и говорят:
- Ты их лепишь плоховато, ты их любишь маловато.
Разве кукла виновата? Разве клоун виноват?
Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина,
Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо, назову её - бедняжка,
Если клоун выйдет плохо, назову его – бедняк.

top
Halida Rojkova

Хорошее дело - лепка, многому учит. +++

deb
Наталья Реутова

Ольга! Отличная статья, полезная для родителей! Написано с пониманием дела, очень профессионально! +++ Вы снова на сайте! Ура!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+