icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

«а что не люб€т чЄрную кошку?

  • 602
  • 6

«а что не люб€т чЄрную кошку?

Ђ√овор€т, не повезет, если черный кот дорогу перейдетї, Ц слова этой песни как нельз€ лучше отражают отношение Ђширокой публикиї к этим милым животным, точнее Ц к кошкам определенного окраса. „ем же не угодили люд€м черные кошки и коты, почему каждый из нас по крайней мере раз в жизни Ц хот€ бы в шутку Ц заметил: ЂЌу вот, черна€ кошка дорогу перешла, теперь удачи не будетї?

ќсобое отношение к кошкам идет из глубины веков Ц вот только не всегда оно было непри€зненным. Ќапример, древние египт€не наоборот Ц обожествл€ли кошек. “акое отношение становитс€ пон€тным, если вспомнить, что основу экономики ≈гипта составл€ло земледелие. √лавные враги земледельцев Ц мыши, главные враги мышей Ц кошки, а враг моего врага, как известно, мой друг.

Ќа земледелии держалась и средневекова€ ≈вропа Ц соответственно, и там кошек должны были если не почитать (в христианское врем€ это было невозможно), то хот€ бы уважать и любить, но вместо этого почему-то объ€вили пособниками ведьм и чуть ли не воплощением дь€вола. —уществуют разные предположени€ относительно того, почему так произошло. ¬озможно, виной тому созвучие наименовани€ кошки во многих европейских €зыках с названием секты катаров, известной также как Ђальбигойска€ ересьї или Ђересь Ћангедокаї. ¬прочем, тут могло получитьс€ и наоборот: сами еретики себ€ катарами не называли, такое наименование дали им католические теологи, и основной могло быть не только греческое слово Ђкатарсисї (Ђочищениеї), но и cattari Ц Ђкотопоклонникиї. ¬о вс€ком случае, ритуалы с участием кошек этим сектантам тоже приписывали Ц следовательно, Ђнечистымї животным кошка уже считалась.

Ѕолее обоснованным представл€етс€ предположение, что роковую роль сыграло поведение кошек, а именно Ц ночной образ жизни. Ќочь Ц врем€, когда человек не может чувствовать себ€ уверено, поскольку плохо видит в темноте, это и породило представление о ночи, как о времени, принадлежащем темным силам. ¬ —редние века даже ночной воздух считалс€ вредным, €довитым Ц люди наглухо закупоривали свои жилища с наступлением темноты, бывало, что и задыхались, но проветрить комнату поздним вечером тогда не приходило в голову никому Ц нельз€ пускать всвой дом Ђдурнойї ночной воздух!

 ошка же Ц напротив Ц ночью про€вл€ет активность и вообще чувствует себ€ прекрасно, следовательно, дл€ темных сил, безраздельно цар€щих ночью, она сво€! ћогло сыграть определенную роль то, что кошка Ц в отличие от собаки Ц никогда не становитс€ полностью преданной человеку: не бежит по первому зову, не кидаетс€ лизать руки, ее несравненно труднее научить повиноватьс€ командам и даже прив€зываетс€ она не столько к люд€м, столько к дому. “ака€ Ђнезависимостьї кошек в глазах человека была свидетельством ее недостаточной одомашненности, а значит Ц принадлежности Ђчужомуї внешнему миру Ц оп€ть же опасному миру, где властвуют злые духи.

ћасла в огонь подливал тот факт, что кошка ни разу не упом€нута в Ѕиблии. ќбъ€сн€етс€ это весьма просто: евреи, которые писали Ѕиблию, были скотоводческим народом, а дл€ скотоводов проблема борьбы с грызунами не стоит так остро, как дл€ земледельцев Ц вот кошки и не представл€ли дл€ них интереса, но человеку же всегда надо придумать объ€снение позаковыристей! —ейчас наход€тс€ люди, спешащие сделать из этого вывод об инопланетном происхождении кошек, а наши предки рассуждали проще: не удостоились упоминани€ в —в€щенном ѕисании Ц значит, пособники дь€вола.

»так, с кошкой мы разобрались, но почему именно черна€ кошка? “ут все еще проще: черный цвет Ц это полное отсутствие света, т.е. та же темнота, та же ночь, котора€ человека пугает. ѕотому-то черный цвет окружен множеством негативных ассоциаций: про негод€€ говор€т, что у него Ђчерна€ душаї, Ђчернымиї называют недобрые дела и замыслы, Ђчерным днемї называют день несчасть€, черную одежду надевают в знак скорби и т.д. ѕо мифологическому Ђзакону подоби€ї предполагаетс€, что раз черный цвет св€зан с чем-то негативным Ц он должен что-то негативное порождать. ¬ этом смысле жертвами суевери€ стали не только черные кошки, но и такие благочестивые люди, как монахи, которых уж никак нельз€ заподозрить в св€зи с дь€волом Ц но они ведь нос€т черные р€сы, вот и повелось: Ђвстретишь монаха Ц не к добруї.

“ак или иначе, ненависть к черным кошкам и кошкам всех мастей дорого обошлась средневековым европейцам: истребл€€ кошек, они превращали свои города в сущий Ђрайї дл€ крыс, которые в конце концов принесли в ≈вропу Ђчерную смертьї Ц страшную эпидемию чумы.


pro
“амара ћеркулова

Ќасколько € слышала, чума пришла в ≈вропу с генуэзцами, которые оборон€ли свои крымские колонии-крепости от налетевших из јзии тюрков-кочевников. “е забрасывали города трупами людей и животных, на которых уже угнездились микробы чумы.

pro
—емен ÷ыгановский

«абавно, но у мусульман кошка считаетс€ чистым животным независимо от цвета.  ошек даже пускают в мечеть. ј вот собака жить в доме не должна.

mas
ћарк Ѕлау

я тоже более предпочитаю кошек, нежели собак. ј цвет - неважен.

spe
ёли€ ƒворникова

" иска, киска, киска, брысь! Ќа дорожку не садись!" я люблю кошек независимо от цвета, пола и происхождени€!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+