icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
»нтересные факты

«а что казнили —ократа?

  • 981
  • 4

«а что казнили —ократа?

Ќ
Ќам кажетс€, что с античных времен люди изменились мало. ћы думаем, что окажись кто-нибудь из нас в древних јфинах, он вполне мог бы столковатьс€ с тогдашними греками. «нать бы только древнегреческий!

ќшибка! Ќе только разные €зыки раздел€ют нас, но Ц что более важно Ц мыслим мы совсем по-другому, чем обитатели ƒревней Ёллады. ћногие логические выводы, которые нам кажутс€ совершенно очевидными и не требующими объ€снени€, были бы абсолютно не пон€тны, скажем, современникам —ократа (469Ц399 до н.э.) , которого по праву считают первым из философов. Ќе столько по времени (были философы и до него), сколько по важности вклада в эту науку. ‘актически именно с —ократа началась современна€ философи€.

¬о времена —ократа, 2400 лет назад, люди еще только начинали осваивать логическую св€зь между пон€ти€ми и не всегда умели делать правильные суждени€ о том, что видели вокруг себ€ и о том, что чувствовали. ѕоэтому всеобщее распространение получил мифологический взгл€д на мир, когда люди могли поверить и сказке, лишь бы эта сказка была хорошо рассказана. ¬ерили на слово и авторитетным люд€м. Ѕолее того, многие считали, что знание Ц это накопление разнообразных рассказов. „ем больше рассказов ты запомнил, тем больше твое знание. Ќам-то сейчас очевидно, что подобное Ђзнаниеї никуда не годитс€. ¬о-первых, оно полно противоречий, а во-вторых, его трудно передать другому. ƒл€ того, чтобы научить другого, следует пересказать ему все, что знаешь сам, заставить выучить и проверить, правильно ли все это выучено. ¬ некотором смысле напоминает нынешнюю школу, не правда ли?

»менно из-за мифологичности тогдашнего сознани€ очень ценилось умение красиво и убедительно говорить. ƒревние греки вообще были существами чрезвычайно общественными. »х жизнь протекала на площад€х и в собрани€х, общественных (в которых родилась знаменита€ демократи€) или развлекательных (из которых произошел театр). ѕо их мнению, именно так и следовало жить. ≈сли же по€вл€лс€ человек, который предпочитал общественной жизни жизнь частную, который не участвовал в общих собрани€х граждан города и не ходил на мистерии ни в храм, ни в театр, его называли Ђидиотомї (Ђнесведущимї).

»з-за общительности древних греков у них очень ценилось умение хорошо, убедительно, говорить, привлекать на свою сторону других людей, как сказали бы нынче, будоражить массы. ¬о времена —ократа по€вились даже специальные учител€, софисты, которые сами умели убеждать других людей (при этом, зачастую, пользу€сь не вполне честными уловками) и могли научить этому других. ≈стественно, что за обучение софистическим приемам и умени€м софистам хорошо платили. —офизм было делом выгодным.

—ократ сам был софистом. ќн очень много знал и обладал живым умом и большим запасом красноречи€. ќднако, с точки зрени€ софистов, вел он себ€ очень неразумно. ”мению рассуждать и убеждать он учил бесплатно всех желающих его послушать, чтобы у него поучитьс€.

ћетодом обучени€ философской мудрости у —ократа была Ђдиалектикаї, то есть беседа. ќн не провозглашал истины, а задавал своему собеседнику вопросы, с помощью которых, как осла палкой, подгон€л его к самосто€тельному выводу о предмете разговора. ѕодобна€ метода была не только очень действенной, но и очень полезной. ќна учила собеседника не запоминать речь уважаемого человека, а самому делать выводы. ¬ беседах с —ократом посто€нно присутствовало сомнение. ќн учил беседующих с ним подвергать сомнению, казалось бы, самые очевидные истины и слова, казалось бы, самых авторитетных людей.

—ократ сам говорил, что знает лишь только то, что ничего не знает. “о есть он не надевал маску оракула, не требовал, чтобы ему беспрекословно верили. ѕоскольку с помощью вопросов, которые задавал —ократ собеседнику, тот самосто€тельно с ним приходил к нужному выводу, утверждение —ократа о своем незнании имело определенный смысл. ќн не передавал знани€, он передавал умение правильно рассуждать.

—ам —ократ никаких книг не написал. —ущность его бесед нам передал его ученик ѕлатон. ј учеником ѕлатона был јристотель, который смог оформить умение —ократа в виде приемов особой науки, логики. Ѕлагодар€ логике любой человек ее освоивший, мог делать правильные, а главное, обоснованные суждени€ по любым вопросам. Ћогика помогала найти ошибки в суждени€х. Ќо главное, благодар€ логики изменилс€ взгл€д людей на окружающий их мир. ќказалось, что слова, Ђживущиеї в голове человека, могут отображать внешний по отношению к человеку мир, реальный, как считал јристотель, или идеальный (такого мнени€ придерживалс€ ѕлатон). ¬ общем, нынешн€€ наука началась фактически с бесед —ократа.

Ћюбимой темой —ократа была добродетель, то есть, вопрос, как правильно себ€ вести. ѕо его мнению, дл€ того, чтобы поступать морально, следует знать, что такое мораль. ћоральный поступок человек должен совершать осознанно и убежденно. √рубо говор€, если кто-то спросит человека, почему он поступил так, а не иначе, он должен объ€снить это, а не говорить, что Ђвсе так делаютї. ¬се могут вести себ€ неправильно, и ссылка на обычаи при этом не может быть основой добродетельности. ¬ вопросах морали, так же, как в вопросах знани€ нельз€ полагатьс€ на мнение большинства.

“акие суждени€ —ократа были восприн€ты верховной властью јфин, как недоверие к Ђнародовластиюї. ј его рассуждени€ о том, что в вопросах морали следует советоватьс€ в первую очередь со своим Ђдемоном совестиї расценили, как подрыв традиционных религиозных верований. ¬ переводе на современный российский ново€з, Ђоскорблением чувств верующихї.

ћожет быть, в другое врем€ на речи —ократа афинские начальники не обратили бы особого внимани€. ѕодумаешь, какой-то там —ократ! Ќо врем€ было непростое. ¬ 403 году до н.э. јфины потерпели поражение в ѕелопонесской войне со —партой, и власть в городе захватили тридцать тиранов, во главе которых сто€л  ритий, один из тех, кто слушал беседы —ократа. ѕосле свержени€ власти спартанцев —ократа привлекли к суду, обвинив его в подрыве устоев славной родины, јфин: Ђ—ократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежьї.

ѕо приговору суда —ократ выпил €д цикуту. Ёто была милостива€ смерть, отрава действовал в течение несколько минут, а смерть наступала от остановки сердца. ƒо самого последнего момента —ократ был в полном сознании и вел беседу с собравшимис€ вокруг него учениками.


spe
¬ладислав „ерных

“ак вот откуда пошло: "јффтар, выпей йаду!" ))) » за недоверие к демократии вона с каких годов карают!

top
Halida Rojkova

∆естко, ничего не скажешь! Ќеординарность никогда не ценилась.

pro
—емен ÷ыгановский

—ќ –ј“

- ¬ споре рождаетс€ истина...
- „то ты, —ократ, не надо!
—порить с богами бессмысленно, выпей-ка лучше €ду!
- ѕей, говор€т по-гречески!
- ѕрос€т, как человека!
“ак осудило жречество самого мудрого грека.
ѕраведность - дело верное.
ѕравда караетс€ строго.
Ќо не бо€лись смертные выступить против бога.
ѕротив его бессмысленных, бесчеловечных догматов.
¬ спорах рождались истины.
» умирали сократы.

‘еликс  ривин.

mas
ћарк Ѕлау

¬о времена моей студенческой юности в московском театре имени ћа€ковского много лет шел спектакль по пьесе Ё.–адзинского "Ѕеседы с —ократом", в котором было много политических аллюзий.

“амара, веро€тно, не знает, что Ћ.Ќ.“олстой написал в свое врем€ очерк "√реческий учитель —ократ". ћне кажетс€, что изложение учени€ —ократа у нее лучше, чем у Ћьва Ќиколаевича. » уж точно, короче.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+