icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Тамара Меркулова
Интересные факты

За что казнили Сократа?

  • 359
  • 4

За что казнили Сократа?

Н
Нам кажется, что с античных времен люди изменились мало. Мы думаем, что окажись кто-нибудь из нас в древних Афинах, он вполне мог бы столковаться с тогдашними греками. Знать бы только древнегреческий!

Ошибка! Не только разные языки разделяют нас, но – что более важно – мыслим мы совсем по-другому, чем обитатели Древней Эллады. Многие логические выводы, которые нам кажутся совершенно очевидными и не требующими объяснения, были бы абсолютно не понятны, скажем, современникам Сократа (469–399 до н.э.) , которого по праву считают первым из философов. Не столько по времени (были философы и до него), сколько по важности вклада в эту науку. Фактически именно с Сократа началась современная философия.

Во времена Сократа, 2400 лет назад, люди еще только начинали осваивать логическую связь между понятиями и не всегда умели делать правильные суждения о том, что видели вокруг себя и о том, что чувствовали. Поэтому всеобщее распространение получил мифологический взгляд на мир, когда люди могли поверить и сказке, лишь бы эта сказка была хорошо рассказана. Верили на слово и авторитетным людям. Более того, многие считали, что знание – это накопление разнообразных рассказов. Чем больше рассказов ты запомнил, тем больше твое знание. Нам-то сейчас очевидно, что подобное «знание» никуда не годится. Во-первых, оно полно противоречий, а во-вторых, его трудно передать другому. Для того, чтобы научить другого, следует пересказать ему все, что знаешь сам, заставить выучить и проверить, правильно ли все это выучено. В некотором смысле напоминает нынешнюю школу, не правда ли?

Именно из-за мифологичности тогдашнего сознания очень ценилось умение красиво и убедительно говорить. Древние греки вообще были существами чрезвычайно общественными. Их жизнь протекала на площадях и в собраниях, общественных (в которых родилась знаменитая демократия) или развлекательных (из которых произошел театр). По их мнению, именно так и следовало жить. Если же появлялся человек, который предпочитал общественной жизни жизнь частную, который не участвовал в общих собраниях граждан города и не ходил на мистерии ни в храм, ни в театр, его называли «идиотом» («несведущим»).

Из-за общительности древних греков у них очень ценилось умение хорошо, убедительно, говорить, привлекать на свою сторону других людей, как сказали бы нынче, будоражить массы. Во времена Сократа появились даже специальные учителя, софисты, которые сами умели убеждать других людей (при этом, зачастую, пользуясь не вполне честными уловками) и могли научить этому других. Естественно, что за обучение софистическим приемам и умениям софистам хорошо платили. Софизм было делом выгодным.

Сократ сам был софистом. Он очень много знал и обладал живым умом и большим запасом красноречия. Однако, с точки зрения софистов, вел он себя очень неразумно. Умению рассуждать и убеждать он учил бесплатно всех желающих его послушать, чтобы у него поучиться.

Методом обучения философской мудрости у Сократа была «диалектика», то есть беседа. Он не провозглашал истины, а задавал своему собеседнику вопросы, с помощью которых, как осла палкой, подгонял его к самостоятельному выводу о предмете разговора. Подобная метода была не только очень действенной, но и очень полезной. Она учила собеседника не запоминать речь уважаемого человека, а самому делать выводы. В беседах с Сократом постоянно присутствовало сомнение. Он учил беседующих с ним подвергать сомнению, казалось бы, самые очевидные истины и слова, казалось бы, самых авторитетных людей.

Сократ сам говорил, что знает лишь только то, что ничего не знает. То есть он не надевал маску оракула, не требовал, чтобы ему беспрекословно верили. Поскольку с помощью вопросов, которые задавал Сократ собеседнику, тот самостоятельно с ним приходил к нужному выводу, утверждение Сократа о своем незнании имело определенный смысл. Он не передавал знания, он передавал умение правильно рассуждать.

Сам Сократ никаких книг не написал. Сущность его бесед нам передал его ученик Платон. А учеником Платона был Аристотель, который смог оформить умение Сократа в виде приемов особой науки, логики. Благодаря логике любой человек ее освоивший, мог делать правильные, а главное, обоснованные суждения по любым вопросам. Логика помогала найти ошибки в суждениях. Но главное, благодаря логики изменился взгляд людей на окружающий их мир. Оказалось, что слова, «живущие» в голове человека, могут отображать внешний по отношению к человеку мир, реальный, как считал Аристотель, или идеальный (такого мнения придерживался Платон). В общем, нынешняя наука началась фактически с бесед Сократа.

Любимой темой Сократа была добродетель, то есть, вопрос, как правильно себя вести. По его мнению, для того, чтобы поступать морально, следует знать, что такое мораль. Моральный поступок человек должен совершать осознанно и убежденно. Грубо говоря, если кто-то спросит человека, почему он поступил так, а не иначе, он должен объяснить это, а не говорить, что «все так делают». Все могут вести себя неправильно, и ссылка на обычаи при этом не может быть основой добродетельности. В вопросах морали, так же, как в вопросах знания нельзя полагаться на мнение большинства.

Такие суждения Сократа были восприняты верховной властью Афин, как недоверие к «народовластию». А его рассуждения о том, что в вопросах морали следует советоваться в первую очередь со своим «демоном совести» расценили, как подрыв традиционных религиозных верований. В переводе на современный российский новояз, «оскорблением чувств верующих».

Может быть, в другое время на речи Сократа афинские начальники не обратили бы особого внимания. Подумаешь, какой-то там Сократ! Но время было непростое. В 403 году до н.э. Афины потерпели поражение в Пелопонесской войне со Спартой, и власть в городе захватили тридцать тиранов, во главе которых стоял Критий, один из тех, кто слушал беседы Сократа. После свержения власти спартанцев Сократа привлекли к суду, обвинив его в подрыве устоев славной родины, Афин: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь».

По приговору суда Сократ выпил яд цикуту. Это была милостивая смерть, отрава действовал в течение несколько минут, а смерть наступала от остановки сердца. До самого последнего момента Сократ был в полном сознании и вел беседу с собравшимися вокруг него учениками.

spe
Владислав Черных

Так вот откуда пошло: "Аффтар, выпей йаду!" ))) И за недоверие к демократии вона с каких годов карают!

top
Halida Rojkova

Жестко, ничего не скажешь! Неординарность никогда не ценилась.

pro
Семен Цыгановский

СОКРАТ

- В споре рождается истина...
- Что ты, Сократ, не надо!
Спорить с богами бессмысленно, выпей-ка лучше яду!
- Пей, говорят по-гречески!
- Просят, как человека!
Так осудило жречество самого мудрого грека.
Праведность - дело верное.
Правда карается строго.
Но не боялись смертные выступить против бога.
Против его бессмысленных, бесчеловечных догматов.
В спорах рождались истины.
И умирали сократы.

Феликс Кривин.

mas
Марк Блау

Во времена моей студенческой юности в московском театре имени Маяковского много лет шел спектакль по пьесе Э.Радзинского "Беседы с Сократом", в котором было много политических аллюзий.

Тамара, вероятно, не знает, что Л.Н.Толстой написал в свое время очерк "Греческий учитель Сократ". Мне кажется, что изложение учения Сократа у нее лучше, чем у Льва Николаевича. И уж точно, короче.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+