Божия Матерь с младенцем на иконе отображены над каменной чашей, стоящей в текущей воде. У самого источника написаны страдальцы, мучающиеся болезнями, страстями и душевными переживаниями. Все они пьют эту жизнетворную воду и излечиваются. Сначала образ Богородицы называемый «Живоносный Источник» писался без изображения воды. Затем в иконописцы стали писать фиалу (чашу). Позже на иконах появились водоем или фонтан.
У чуда обретения источника есть точная дата. 4 апреля 450 года воин Лев Маркелл, прогуливаясь в роще у «золотых ворот» под Константинополем, встретил слепого, который беспомощно искал дорогу. Будущий император (а это был он) усадил нищего в тени, а сам пошел искать воду. Он разыскивал источник или колодец по окрестностям и не находил. И тут услышал голос, который говорил ему: «Лев! Не ищи воду, она близко». Этот же голос указал воину место, где бил источник и обучил, как врачевать его водами. Позже, уже, будучи императором, Лев I построил церковь и назвал ее «Живоносный Источник» имея ввиду чудесную силу вод источника.
Император Юстиниан Великий был православным, верующим человеком. Страдая водянкой, он долгие годы не получал облегчения. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела выпить воды из ее источника. Император исполнил волю Божией Матери и излечился. В благодарность Юстиниан построил рядом с источником еще один великолепный храм, при котором вырос монастырь.
В XV веке храм «Живоносного источника» разрушили мусульмане. На месте развалин поставили охрану, которая не подпускала христиан к святыне. Позже запрет стал не таким строгим и христиане смогли поставить у источника часовню. В 1821 году и часовня была разрушена, а источник завален глиной и камнями. Но христиане были неутомимы. Они снова расчистили целебный источник и брали в нем воду. Позже, среди развалин был найден старый полуистлевший лист. В нем был перечень десяти чудес Живоносного источника. При турецком султане Махмуде православные в третий раз построили храм над источником. В 1835 году Патриарх Константин при огромном количестве верующих освятил храм.
С XVI века в России закрепился обычай, освящать источники при монастырях, посвящать их Пресвятой Богородице и выписывать иконы Девы Марии, называемые «Живоносный Источник».
Духовная суть иконы «Живоносный Источник» ярко проявляется в службе. В каждой молитве главное - идея всемилосердного заступничества Богоматери.
Эта идея высказывается в каноне «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!»