icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ѕсихологи€

я не люблю читать. „то делать?

  • 11215
  • 4

я не люблю читать. „то делать?

Ќ

Ќе любовь к чтению начинает формироватьс€ с ћама мыла раму и заканчиваетс€ на уроках литературы да и других предметов тоже. ѕочему не раньше? ƒа просто по тому, что нет ни одного ребЄнка от полугода до семи лет, который бы не любил читать вместе с родител€ми красочные книги. ’от€ этот процесс чтени€ очень сильно отличаетс€ от того, чему учат в школе.

ј в школе читать учат не интересно, поэтому и пропадает интерес к чтению. «атем об€заловка и принудиловка уроков литературы начинает ставить такие рамки, что многие даже после школ и институтов не могут вырватьс€ из них. ќни ждут, что кто-то будет заставл€ть их читать, даст список литературы, которую нужно прочитать любому образованному человеку. Ќо этого не происходит, потому что вот она - свобода в выборе книг, котора€ уже не нужна, потому что человек уже не любит читать.

ќднако не любовь к чтению может по€витьс€ и у тех, кто когда-то в детстве и юности любил это зан€тие. “ак может произойти из-за чрезмерной активности, неминуемо привод€щей к трудоголизму. „еловек привыкает посто€нно что-то активно делать, думать о каких-либо проблемах на работе. ¬ результате сосредоточитьс€ на том, что написано в книге, не получаетс€, потому что чтение книг - это остановка, погружение в себ€ и сосредоточение.

Ќо существует и ещЄ одна причина не любви к чтению, и св€зана она с тем, как человек читает. ¬ школе нас всех учат читать одинаково. ¬ыучив буквы и научившись складывать их в слова, врем€ от времени учитель провер€ет технику чтени€, котора€ показывает, что одни ученики читают медленнее, другие быстрее. » тут мы замечаем странный парадокс: технику чтени€ у нас провер€ют, но раскрывать тайны этой самой техники никто не собираетс€. ј ведь слово "техника" в данном случае означает умение, мастерство и способность сделать что-либо правильно. »менно это мастерство школа и не развивает. “очнее она учит читать, а потом считает, что достаточно посто€нно тренироватьс€ в чтении, чтобы освоить технику чтени€.

Ќа самом деле это не так. ÷ель техники чтени€ - научитьс€ быстро читать и понимать прочитанное. Ќо ни того, ни другого обычной тренировкой в чтении книг добитьс€ не возможно. Ќужны упражнени€, которые развивают весь комплекс необходимых дл€ чтени€ психических процессов. “о есть нужно развивать и внимание, и пам€ть, и быстроту реакции, и ещЄ одновременно избавл€тьс€ от тех недостатков школьного обучени€ чтению, которые как раз тренировками и вбиваютс€ в наш неокрепший мозг.

 роме того, не любить читать можно и ещЄ по одной причине. ” каждого из нас есть три канала воспри€ти€: визуальный, аудиальный, кинестетический. ѕоскольку каждый из нас индивидуален, то и развиты эти каналы не равномерно. ќдни лучше воспринимают информацию на слух, тогда им проще всего переключитьс€ на прослушивание аудио-книг. ƒругие довер€ют только своим глазам и, не прочитав то, что им было сказано, не смогут этого запомнить. ј третьи и вовсе пропускают всЄ через действие и чувство. ¬ принципе, нужно стремитьс€ к тому, чтобы все эти каналы были развиты достаточно хорошо. ƒа и в чистом виде только визуалов, аудиалов или кинестетиков среди нас нет.

 ак вернуть интерес к чтению?

ѕанацеи от этого недуга не существует, и лечить его необходимо в каждом случае индивидуально, основыва€сь на причине, котора€ превратила вас из книголюба в его полного антипода.

≈сли причина не любви к чтению уходит своими корн€ми в школьные годы чудесные, то дл€ начала нужно позволить себе вообще не читать и подождать того момента, когда рука сама пот€нетс€ за книгой. ѕри этом не нужно комплексовать по поводу содержани€ выбранного чтива. ѕомните, что нет плохого или хорошего чтени€! —ейчас у вас нет никаких об€занностей и готовитьс€ к уроку, чтобы отвечать на вопросы учител€ литературы уже не надо, поэтому расслабьтесь и наслаждайтесь чтением.

≈сли причиной стала чрезмерна€ активность и погружЄнность в ежедневные проблемы, то книга может стать спасением. ¬едь внезапно про€вивша€с€ не любовь к чтению и невозможность сосредоточитьс€ - это €вный симптом надвигающейс€ депрессии.

≈сли вы не любите читать, потому что ваша техника чтени€ далеко не на высоте, то нужно зан€тьс€ самосовершенствованием и пройти курс обучени€ быстрому чтению. —делать это можно и самосто€тельно по книгам ќлега јндреева, например.

ј в последнем случае нужно определитьс€ со своим ведущим каналом воспри€ти€ и задействовать именно его в процессе чтени€. “ак, аудиалу можно читать вслух или слушать аудио-книги, а кинестетику - пропускать прочитанное через собственные чувства и действи€.

top
≈лена јсвойнова-“равина

ќтносительно школьной "об€заловки" - вопрос спорный: к примеру, € ненавидела только то, что задавали в школе - то, что к школе отношени€ не имело, € читала "запоем"

deb
“ать€на Ѕалабан

ј € и к школьной программе нормально относилась, не пошло только несколько произведений. Ќикогда не пользовалась хрестоматией, ни разу ее не открывала. Ќаверное, все зависит от человека. +++

deb
Ќадежда Ћимонникова

ƒл€ мен€ тоже проблемы в чтении школьной программы не было. ¬ этом случае всЄ зависит от учител€. ≈сли он любит литературу, то сможет передать свою любовь хоть и не всем, но некоторой части учеников.

deb
ћарина ”денцова

ƒаже удивительно - как можно не любить читать? Ќе думаю, что взрослый человек, который не любит читать будет “ј  работать над собой.... стать€ очень понравилась....+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+