icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Лимонникова
Психология

Я не люблю читать. Что делать?

  • 13974
  • 4

Я не люблю читать. Что делать?

Н

Не любовь к чтению начинает формироваться с Мама мыла раму и заканчивается на уроках литературы да и других предметов тоже. Почему не раньше? Да просто по тому, что нет ни одного ребёнка от полугода до семи лет, который бы не любил читать вместе с родителями красочные книги. Хотя этот процесс чтения очень сильно отличается от того, чему учат в школе.

А в школе читать учат не интересно, поэтому и пропадает интерес к чтению. Затем обязаловка и принудиловка уроков литературы начинает ставить такие рамки, что многие даже после школ и институтов не могут вырваться из них. Они ждут, что кто-то будет заставлять их читать, даст список литературы, которую нужно прочитать любому образованному человеку. Но этого не происходит, потому что вот она - свобода в выборе книг, которая уже не нужна, потому что человек уже не любит читать.

Однако не любовь к чтению может появиться и у тех, кто когда-то в детстве и юности любил это занятие. Так может произойти из-за чрезмерной активности, неминуемо приводящей к трудоголизму. Человек привыкает постоянно что-то активно делать, думать о каких-либо проблемах на работе. В результате сосредоточиться на том, что написано в книге, не получается, потому что чтение книг - это остановка, погружение в себя и сосредоточение.

Но существует и ещё одна причина не любви к чтению, и связана она с тем, как человек читает. В школе нас всех учат читать одинаково. Выучив буквы и научившись складывать их в слова, время от времени учитель проверяет технику чтения, которая показывает, что одни ученики читают медленнее, другие быстрее. И тут мы замечаем странный парадокс: технику чтения у нас проверяют, но раскрывать тайны этой самой техники никто не собирается. А ведь слово "техника" в данном случае означает умение, мастерство и способность сделать что-либо правильно. Именно это мастерство школа и не развивает. Точнее она учит читать, а потом считает, что достаточно постоянно тренироваться в чтении, чтобы освоить технику чтения.

На самом деле это не так. Цель техники чтения - научиться быстро читать и понимать прочитанное. Но ни того, ни другого обычной тренировкой в чтении книг добиться не возможно. Нужны упражнения, которые развивают весь комплекс необходимых для чтения психических процессов. То есть нужно развивать и внимание, и память, и быстроту реакции, и ещё одновременно избавляться от тех недостатков школьного обучения чтению, которые как раз тренировками и вбиваются в наш неокрепший мозг.

Кроме того, не любить читать можно и ещё по одной причине. У каждого из нас есть три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Поскольку каждый из нас индивидуален, то и развиты эти каналы не равномерно. Одни лучше воспринимают информацию на слух, тогда им проще всего переключиться на прослушивание аудио-книг. Другие доверяют только своим глазам и, не прочитав то, что им было сказано, не смогут этого запомнить. А третьи и вовсе пропускают всё через действие и чувство. В принципе, нужно стремиться к тому, чтобы все эти каналы были развиты достаточно хорошо. Да и в чистом виде только визуалов, аудиалов или кинестетиков среди нас нет.

Как вернуть интерес к чтению?

Панацеи от этого недуга не существует, и лечить его необходимо в каждом случае индивидуально, основываясь на причине, которая превратила вас из книголюба в его полного антипода.

Если причина не любви к чтению уходит своими корнями в школьные годы чудесные, то для начала нужно позволить себе вообще не читать и подождать того момента, когда рука сама потянется за книгой. При этом не нужно комплексовать по поводу содержания выбранного чтива. Помните, что нет плохого или хорошего чтения! Сейчас у вас нет никаких обязанностей и готовиться к уроку, чтобы отвечать на вопросы учителя литературы уже не надо, поэтому расслабьтесь и наслаждайтесь чтением.

Если причиной стала чрезмерная активность и погружённость в ежедневные проблемы, то книга может стать спасением. Ведь внезапно проявившаяся не любовь к чтению и невозможность сосредоточиться - это явный симптом надвигающейся депрессии.

Если вы не любите читать, потому что ваша техника чтения далеко не на высоте, то нужно заняться самосовершенствованием и пройти курс обучения быстрому чтению. Сделать это можно и самостоятельно по книгам Олега Андреева, например.

А в последнем случае нужно определиться со своим ведущим каналом восприятия и задействовать именно его в процессе чтения. Так, аудиалу можно читать вслух или слушать аудио-книги, а кинестетику - пропускать прочитанное через собственные чувства и действия.

top
Елена Асвойнова-Травина

Относительно школьной "обязаловки" - вопрос спорный: к примеру, я ненавидела только то, что задавали в школе - то, что к школе отношения не имело, я читала "запоем"

deb
Татьяна Балабан

А я и к школьной программе нормально относилась, не пошло только несколько произведений. Никогда не пользовалась хрестоматией, ни разу ее не открывала. Наверное, все зависит от человека. +++

deb
Надежда Лимонникова

Для меня тоже проблемы в чтении школьной программы не было. В этом случае всё зависит от учителя. Если он любит литературу, то сможет передать свою любовь хоть и не всем, но некоторой части учеников.

deb
Марина Уденцова

Даже удивительно - как можно не любить читать? Не думаю, что взрослый человек, который не любит читать будет ТАК работать над собой.... статья очень понравилась....+++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+