icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ягодкин
 ультура и искусство

¬спомним вместе творчество ‘редерико √арсиа Ћорка.

  • 852
  • 5

¬спомним вместе творчество ‘редерико √арсиа Ћорка.

ћ
ћирова€ литература богата великими именами. ¬ литературной традиции почти каждой из ведущих стран мира можно найти около дес€тка имен, вошедших навечно в анналы мировой литературы, однако есть среди них писатели, имена которых €вл€ютс€ олицетворением культуры своей страны, еЄ литературными символами. ƒл€ –оссии это ѕушкин, “олстой и ƒостоевский, дл€ ¬еликобритании Ѕайрон, Ўекспир и ƒиккенс, дл€ √ермании √ете и Ўиллер, а дл€ »спании Ч ћигель —ервантес и ‘едерико √арси€ Ћорка.

‘едерико √арси€ Ћорка Ч испанский поэт, драматург и музыкант, один из самых известных испанских поэтов. ≈сли ћигель —ервантес и его герой стали выразител€ми испанской культурной традиции, испанского мировоззрени€, многие мыслители считали Ђкихотизмї одним из основополагающих элементов Ђиспанскостиї, то √арси€ Ћорка стал певцом »спании XX века, Ђинтернациональным символомї и при этом Ђнародным поэтомї.

ќбраз Ћорки в ———–. Ћорка как символ

‘едерико √арси€ Ћорка, наверное, Ч самый известный и самый любимый в –оссии испанский поэт. ≈го можно назвать и самым переводимым испанским автором. ћногие выдающиес€ испанские писатели удостаивались лишь однократных переводов наиболее значимых своих произведений или не переводились вовсе. Ћорка же переведен и изучен росси€нами Ђвдоль и поперекї.

 ак бы ни прискорбно было это говорить, но на попул€рность Ћорки в ———– и в –оссии повли€ла его трагическа€ гибель. ќбраз Ћорки в советском обществе неразрывно св€зан с гражданской войной. Ћорка пал жертвой франкистов. ƒо рокового 1936 года, унесшего жизни многих испанских интеллигентов с обеих сторон конфликта, о Ћорке в —оветском —оюзе писали немного, ограничива€сь лишь некоторыми упоминани€ми о нем в р€ду других представителей испанской литературы. ѕосле его гибели в советской печати вышло сразу несколько некрологов. Ћорка предстал в них как жертва коричневой чумы, как народный поэт, убиенный Ђбандой наемного международного фашизмаї. ≈го образ был сильно политизирован. ќн стал дл€ советских граждан символом свободной республиканской »спании, символом Ђлюбви советских граждан к испанской культуреї и Ђсострадани€ испанскому народуї.

Ћорка и поколение 27 года.

¬ 1919 году Ћорка был зачислен в ћадридскую —туденческую –езиденцию, здесь же обучались ’орхе √ильон и —альвадор ƒали, ставшие друзь€ми Ћорки. «десь же произошло знакомство Ћорки и его товарищей с Ђпризнаннымиї писател€ми эпохи Ч ћигелем де ”намуно и јнтонио ћачадо, виднейшими представител€ми Ђѕоколени€ 98 годаї. “ак называли группу испанских интеллектуалов, остро обозначивших в своЄм творчестве проблемы исторического развити€ »спании.  огда Ђмедленное самоубийство »спанииї подходило к своему завершению, монархи€ доживала последние годы, а представители Ђпоколени€ 98 годаї разошлись Ђпо разным угламї идеологического пол€ »спании и перешли в лучший мир, эстафету подхватило Ђѕоколение 27 годаї. ¬иднейшими его представител€ми стали √арсиа Ћорка, ’орхе √ильон и —альвадор ƒали.

јкценты в творчестве Ђпоколени€ 27ї были расставлены совершенно иначе. “ворчество старшего поколени€ и его Ђобраз »спанииї был ориентирован Ђвовнутрьї, основывалс€ на рефлексии национальных проблем, а младшее поколение развернуло образ »спании Ђнаружуї, понесло его в мир, их творчество стало более Ђевропейскимї. Ќалицо внутренн€€ полемика представителей Ђпоколени€ї : в нем сочеталась Ђиспанска€ народностьї (Ћорки) и Ђавангардї ( ƒали). Ѕольшое вли€ние на творчество поколени€ оказал ’уан –амно ’именес, ставший своеобразным Ђсв€зующим звеномї двух поколений.

»спани€ в творчестве Ћорки

Ћорка - уроженец испанской провинции √ранада, региона јндалуси€, выходец из семьи зажиточных землевладельцев. Ётот факт биографии Ћорки не вписывалс€ в созданный в —оветском —оюзе образ Ђмученика и народного геро€ї и поэтому часто умалчивалс€. ќтец Ћорки прекрасно играл на гитаре, сочин€л и пел Ђканты-хондої (андалузские песни) и пристрастил сына к народной культуре. ќбразы родной јндалусии и фольклорные мотивы стали одним из источников вдохновени€ молодого поэта. ќн пример€ет на себ€ образ Ђандалузца-цыганаї. ≈го Ђ нига стиховї, вышедша€ в период ученичества в ћадриде в 1921 году пропитана самобытностью, чувствуетс€ андалузских народных песен Ђсигирийї. ¬ 1923 году Ћорка вместе с композитором ћануэлем де ‘альей организует фестиваль народной андалузской песни и в этом же году издает сборник Ђ—тихи о канте-ходної, ставший Ђприветом из детстваї, воспоминанием об отце.

¬ершиной Ђнародной поэзииї Ћорки стал вышедщий в 1928 году цикл Ђ÷ыганское романсэрої, пропитанного фольклорными образами и духам андалузских цыган. ¬ известном стихотворении "–оманс о луне, луне" на фоне фольклорного сюжета о луне, забирающей жизнь ребенка, разворачиваетс€ картина народной испанской жизни.

Ћуна в жасминовой шали €вилась в кузню к цыганам.

» сморит, смотрит ребенок, и смутен взгл€д мальчугана.

Ћуна закинула руки и дразнит ветер полночный

своей олов€нной грудью, бесстыдной и непорочной.

Ћуна, луна мо€, скройс€!

≈сли вернутс€ цыгане, возьмут они твое сердце и серебра начекан€т

Ќа лед€ной наковальне сложены детские руки

ѕрикрыв горделиво веки, покачива€сь в тумане

, из-за олив выход€т бронза и сон - цыгане.

√де-то сова зарыдала Ц

“ак безутешно и тонко!

«а ручку в темное небо луна уводит ребенка.

¬скрикнули в кузне цыгане, эхо проплакало в чащах...

ј ветры пели и пели за упокой уход€щих.

√овор€ об Ђ»спанииї в творчестве Ћорки, нельз€ не упом€нуть и о религиозных мотивах. »спани€ известна своей религиозностью, католицизм в этой стране - одна из основ культуры. Ћорка как истинный испанец был глубоко религиозным человеком. ќдними из излюбленных Ђхристианскихї образов поэта были образы —в€того —альвадора и великомученицы ≈влалии.

Ћорка и авангард

ЂЌародные мотивыї в творчестве Ћорки умело сочетались с сюрреализмом, который был дл€ поэта лишь одним из способов воспри€ти€ мира. Ћорку нельз€ назвать сюрреалистом. Ёлементы этого направлени€ в его творчестве определила Ђтусовкаї, в частности его близкое знакомство с —альвадором ƒали, под вли€нием которого Ћорка пыталс€ рисовать сюрреалистические картины, что, надо сказать, у него не очень хорошо получилось. ƒружба художника и поэта строилась на контрасте Ђавангарда и фольклораї, Ђатеизма и религиозностиї.

Ќа сюрреалистические мотивы в творчестве Ћорки повли€ло и его соприкосновение с Ђамериканской культуройї, два года поэт живет в Ќью-…орке, изуча€ американскую литературу, и привозит оттуда сборник Ђѕоэт в Ќью-…оркеї.

¬се грани творчества ‘. √арси€ Ћорки.

√арси€ Ћорка известен не только как поэт, но и как музыкант, художник и драматург. ѕоэзи€, музыка и театр были неразрывны в его творчестве. ћузицирование родителей и знакомство 11-летнего Ћорки с ћануэлем де ‘альей, обучившим мальчика манере пени€ Ђкатно-хондої определили тот факт, что именно с музыки началс€ творческий путь √арси€ Ћорки. Ќа фортепиано его выучил играть јнтонио —егуро ћеса. ”же в 18 лет Ћорка снискал первую любовь публики, превосходно исполн€€ произведени€ собственного сочинени€.   сожалению, ранние сочинени€ Ћорки не сохранились.

ќднажды в детстве юный ‘едерико посетил выступление брод€чего кукольного театра в своЄм родном селении ‘уэнта-Ћакерос. Ёто произвело на него неизгладимое впечатление. ќн стал устраивать дома представлени€, выреза€ из картона фигурки кукол. ѕозже стал разыгрывать импровизации на религиозную тематику, активно привлека€ к ним домочадцев. “ак началась его любовь к театру.

“алант драматурга про€витс€ спуст€ много лет. ¬ 1921 году по€вилась пьеса Ђ олдовство бабочкиї. Ћорка написал еЄ после знакомства с √регорио ћартинесом, директором авангардного театра ЂЁлаваї. “ам пьеса и была поставлена при непосредственном участии автора. ¬ Ђамериканский периодї Ћорка пишет пьесы Ђѕубликаї и Ђ огда пройдет п€ть летї, а по возвращении из странстви€ в 1930 году становитс€ директором студенческого театра ЂЅалаганї. ¬ последующие годы он создает свои самые известные драматические произведени€ Ђ ровава€ свадьбаї, Ђ…ермаї, Ђƒом Ѕернарды јльбыї.

ѕогрузившись в мир театра, Ћорка не оставл€ет своих композиторских прит€заний, он сам пишет музыкальные фрагменты к своим пьесам.

—коротечность жизни

‘едерико √арси€ Ћорка прожил €ркую, но короткую жизнь. ќн стал €рчайшей вспышкой на небосклоне »спанской культуры. ”дивительное дело, но многие великие люди, кому суждено погибнуть в рассвете сил, предчувствуют свою раннюю гибель и, обраща€сь к их творчеству, этого трудно не заметить. “о же самое относитс€ и к √арси€ Ћорке, одним из главных мотивов творчества которого стали Ђтрагизмї и Ђскоротечностьї этой жизни. Ћирический герой поэта часто представал в образе несчастного влюбленного, сжигаемого страстью и принимающего своЄ бессилие. „асто в его произведени€х встречаетс€ образ Ђискалеченного творцаї, поэта, пронзенного стрелами или лишенного конечностей.

‘едерико, безусловно, ощущал трагедию своей эпохи и предчувствовал свой ранний конец собственной жизни.

ј! ¬от и смерть мен€ ждет

на этой дороге в  орову!

- пишет он, и эти строки станов€тс€ пророческими. Ћична€ судьба поэта и судьба страны слились воедино в роковой день 16 августа 1936 года. —пуст€ мес€ц после начала гражданской войны, по дороге в родную јндалусию, Ћорка был схвачен правыми и на следующий день расстрел€н. ѕроизведени€ поэта были запрещены в »спании вплоть до 1975 года, до смерти каудильо, но зато нашли свою попул€рность за пределами ѕиренейского полуострова, в Ђсочувствующих странахї, в частности, в ———–.


spe
¬ладислав „ерных

» хорошо, что из него второго ƒали не получилось - и одного-то много).  стати, € совсем не знал, что Ћорка ещЄ и музыку писал...

mas
ћарк Ѕлау

—уществует мнение, что Ћорку франкисты расстрел€ли не только за его левые, республиканские, взгл€ды но и за нетрадиционную сексуальную ориентацию. “от факт, что √арсиа Ћорка был гомосексуалистом, стал широко известен лишь в конце 1980-х годов благодар€ исследовани€м его биографа …ена √ибсона.

¬ общем, правильно говорил один из героев "—олдата Ўвейка": все эстеты - гомосексуалисты.:)

pro
—емен ÷ыгановский

ќн, действительно, был в моде в —оветском —оюзе. Ќаверное, сыграло роль, что уже умер и ничего неправильного не скажет.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+