Пожалуй, действительно могут, если приучение к горшку сводится к крику и шлепкам – причём в том возрасте, когда ребёнок уже способен кое-то понимать… такой подход не может «вырастить» ничего, кроме страха (кстати, от испуга ребёнок тоже может описаться). Так когда же всё-таки начинать? А главное – как?
Приучение к горшку должно начинаться ещё до того, как ребёнок начнёт сидеть. Понаблюдайте за малышом. Где-то месяца в четыре ребёнок вдруг начинает кричать по ночам без всяких причин: сухой, от еды отказывается – вообще непонятно, что происходит? Подержали на руках, покачали – вроде успокоился, уснул. А через несколько минут – опять крик: на этот раз описался! Что же произошло?
Да попросту ребёнок «предупреждал», что сейчас описается! Ведь связи между явлениями начинают устанавливаться раньше, чем мы привыкли предполагать. Ощущения, предшествующие мочеиспусканию, связываются с ощущениями, следующими за ним (если это выразить словами, то получится примерно так: «Сейчас будет мокро») – и ребёнок начинает беспокоиться заранее (вряд ли следует объяснять, что такие «связи» вряд ли рано возникнут у ребёнка, которого постоянно держат в памперсах, которому всегда «сухо и комфортно). Задача родителей – засечь такое «предупреждающее беспокойство» и правильно отреагировать.
Конечно, в таком возрасте сажать на горшок ещё нельзя – но подержать над ним можно, не страшно, если «не попадёт» – в конце концов, пол м подтереть можно, если всё же боитесь за свои ковры (хотя ковры и маленькие дети – явления вообще плохо совместимые) – подержите над тазом или хоть над ванной – главное, что вы ребёнка разденете, что он пописает не в подгузник, не в пелёнку или ползунки.
К слову, у мальчиков есть ещё один показатель того, что ребёнок собирается писать: половой член увеличивается и вытягивается.
Когда малыш начнёт сидеть, его можно уже сажать на горшок. Не всегда он это покорно принимает – может сопротивляться (в таких случаях удаётся успокоить, держа на руках вместе с горшком… тяжеловато, но, как правило, эффективно).
Что касается опорожнения кишечника, то оно, как правило, происходит у малышей вскоре после еды: понаблюдайте, через какое время это бывает у вашего ребёнка – и «ловите момент», и тоже начинайте делать это до того, как он научится сидеть (тоже сначала будете держать).
При таком подходе приучение к горшку идёт достаточно «естественным путём», поскольку следует за естественными реакциями ребёнка. В дальнейшем связи «мочеиспускание – горшок» и «опорожнение кишечника – горшок» оказываются уже установленными – и малыш сам снимает штанишки и садится на горшок (разумеется, домашняя одежда должна быть такой, чтобы он мог легко снять и надёть её самостоятельно.
Такой «естественный подход» позволяет избежать стрессов и малышу, и родителям.