icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

¬ли€ет ли возраст на развитие ума или ум развиваетс€ независимо от возраста?

  • 940
  • 1

¬ли€ет ли возраст на развитие ума или ум развиваетс€ независимо от возраста?

”м Ц пон€тие весьма неопределенноеЕ кого считать умным? ƒоктора наук?

†¬озможно, но как часто люди, двигающие вперед науку, демонстрируют пр€мо-таки вопиющую беспомощность (не будем разбрасыватьс€ такими словами, как глупость) в быту или в человеческих отношени€хЕ ¬прочем, пон€ти€ из обыденной речи часто грешат неопределенностью Ц не в пример научным.

ѕсихологическа€ наука не имеет такого пон€ти€, как ум, но в ее арсенале есть близкое пон€тие Ц интеллект. —ледует заметить, что €вление это неоднородно Ц ученые выдел€ют интеллект вербальный, социальный и другие виды интеллекта.

—ломано немало копий Ц причем за пределами науки как таковой Ц относительно того, насколько зависит уровень развити€ этого качества от пола, расы, национальности и даже классовой принадлежности. Ќо более осмысленным выгл€дит вопрос о св€зи возраста и интеллекта.

ƒетство

Ќе вызывает сомнений, что применительно к новорожденному младенцу об интеллекте вообще говорить не приходитс€ Ц в то врем€ как у взрослого человека он определенно есть (если только этот человек не страдает т€желым поражением центральной нервной системы Ц из тех, при которых человека называют Ђовощемї).†

 ак и насколько разовьетс€ интеллект, зависит от разных факторов Ц и не только от наследственной предрасположенности, и даже не только от того, будут ли ребенка обучать, и как именно.†

¬р€д ли будут высокие показатели у голодающего ребенка (или по крайней мере недополучающего белковой пищи) Ц скажем, одной из причин запрета педологии в ———– был тот факт, что педологи вы€вл€ли у детей низкие показатели интеллекта, за что и были обвинены в Ђклевете на советских детейї. “о, что раннее детство тех реб€т пришлось на годы гражданской войны и разрухи, а значит, голода, власть имущие не понимали или не хотели понимать Ц между тем, св€зь между этими факторами и недостаточно высоким интеллектом детей была пр€ма€.

Ќо хот€ возрастное развитие интеллекта и варьируетс€ от человека к человеку, в нем выдел€ютс€ определенные закономерности, общие дл€ всех. —амый бурный рост интеллекта приходитс€ на семилетний и одиннадцатилетний возраст, а вот начина€ с двенадцати лет, когда организм переживает кардинальную гормональную перестройку, интеллектуальное развитие не просто замедл€етс€, но и может Ђсдать позицииї. ѕроблемы с учебой возникают у подростков не только потому, что учеба тер€ет дл€ них ценность, но и по этой причине Ц ведь как раз на это врем€ приходитс€ по€вление новых предметов (физики, химии), а интеллект-то Ђоткатываетс€ назадїЕ нет ничего глупее, чем ругать в это врем€ подростка за тройки.

Ќу, а что же происходит потом?†

 ак показывают исследовани€ психологов, показатели интеллекта, достигнутые к семнадцати-восемнадцати годам, сохран€ютс€ неизменными в течение многих последующих лет. ¬прочем, здесь имеет значение и то, какими тестами пользовались исследователи Ц некоторые из них демонстрируют рост интеллекта и до сорока, и даже до п€тидес€ти лет.

 ак мен€етс€ интеллект на склоне лет?†

“радиционно считаетс€, что старость Ц это врем€ интеллектуального угасани€. Ќо психологические исследовани€ и в это представление заставл€ют внести коррективы. ѕрактически у всех людей ощущаютс€ Ђинтеллектуальные потериї после восьмидес€ти лет (счастливые исключени€ типа ƒжузеппе ¬ерди, создавшего свою последнюю оперу в дев€носто с лишним лет Ц это именно исключени€), а вот до этого возможны варианты. ѕримерно у трети людей изменени€ ощущаютс€ после 74 лет, у трети Ц еще раньше.†

¬ целом закономерность такова: чем меньше был развит интеллект в молодости и зрелом возрасте, чем меньше Ђпищи дл€ умаї дает среда, тем раньше наступит то, что называют Ђвозрастными €влени€миї.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+