Но можно значительно сузить взгляд и посмотреть на сельское хозяйство или, допустим, его отрасль - птицеводство со стороны не транснациональных корпораций, но небольших кооперативов, фермеров и людей, ведущих частное подворье. И даже так это самое птицеводство и его денежная выгодность соотносятся не напрямую. Казалось бы, всегда можно купить охлажденную тушку цыпленка, куриные полуфабрикаты или яйца в любом продовольственном магазине. А содержание прожорливых пташек - дело чрезвычайно хлопотное.
Тогда кажется, что покупка выгоднее содержания и ухода. Но! Магазинные птицы - это совсем не те птицы, которые пасутся возле дома на травке, где каждую куру хозяин знает поименно. На птицефабриках птицы два года сидят в клетках, испытывая постоянные стрессы. К тому же кормят их не зеленой травкой и сытными червячками, а комбинированными кормами. И качество мяса таких птиц на порядок ниже аналогичных сельских домашних.
Зная это, многие птицефабрики и фермеры меняют вид содержания птиц с клеточного на вольерный или даже вольный. Благодаря этому птицы видят солнце, непрерывно развивают мускулатуру и испытывают меньше стрессов. Но такое содержание влетает птицеводам в золотую копеечку. А потому продукция из таких кур значительно дороже, чем стандартная.
С другой стороны, все это больше вопросы психологии, чем экономики. Будут ли покупатели брать дорогое "эко" мясо вольерных кур или предпочтут привычные синие с тоски тушки американских бройлеров, определяют их кошелек и реклама. Но вот для самих птицеводов куроводство вообще выгодно или нет? Очевидно, раз многие птицефабрики и просто фермеры занимаются этим, то им это выгодно. Другое дело, что куроводство - это не разведение павлинов или цесарок. Конкуренция тут высока чрезвычайно. Высок и покупательский спрос. Новому человеку в этой бизнес-среде будет найти себя трудно. Но попробовать можно.
Креативность новых идей, сдобренная многовековым опытом птицеводства, минимальная конкуренция и правильная реклама помогут начинающему фермеру завладеть доверием покупателей. Конечно и труд отсюда не выкинешь. Ежедневный труд без отпусков, больничных и выходных. Особенно в первые трудные годы развития производства, когда бизнес только становится на ноги.
Опыт многих производителей от сельского хозяйства показывает, что скотоводство и птицеводство бывает по-настоящему выгодным. Но для этого производитель должен в распоряжении иметь не только самих птиц и место их содержания и убоя, а весь цикл производства. То есть когда все от кормовой базы и до пунктов реализации находится в ведении фермера или птицефабрики, когда им не нужно искать средства сбыта и поставщиков кормов, тогда удача наверняка улыбнется им.