Первым делом надо выяснить, что значит аббревиатура «ВТО». Это – Всемирная Торговая Организация. Её назначение – содействие странам-участницам в организации и ведении мировой торговли.
Что такое мировая торговля? Это такой вид торговли, при которой все продавцы и покупатели имеют равный доступ ко всем товарам и услугам в любой точке планеты «Земля», и могут покупать у кого угодно. При этом географическое месторасположение сторон утрачивает какую-либо сдерживающую значимость. Разумеется, это если речь идёт о глобальном рынке в его чистейшем виде. К нашему счастью, глобального рынка в его чистейшем виде пока не существует.
Я не хочу здесь приводить аргументы сторонников вступления России в ВТО. Наверняка читатели, с подачи правительства России, в той или иной степени с ними знакомы. Гораздо реже, если не сказать, что никогда, в СМИ звучат аргументы противников вступления России в ВТО, к которым лично я тоже отношусь. Поэтому, считаю необходимым в данной статье раскрыть вопрос о том, почему России не выгодно вступать в ВТО.
Итак, представьте себе мировой рынок, где продавцы и покупатели имеют равный доступ друг к другу 24 часа в сутки, географическое расположение сторон значения не имеет, все товары во всем мире ждут своих покупателей. Смотрите, а вот и они! Сидят, уткнувшись в мониторы, и клацают мышками по сайтам различных торговых площадок. Они заняты очень важным для них делом – выборам необходимого для них товара или услуги.
Учитывая унификацию технологий, существующую сегодня, логично предположить, что важнейшим критерием выбора будет цена. Вот тут мы подходим к самому интересному вопросу, ответ на который есть ключ к пониманию проблемы в целом: «Из чего складывается цена? Или, перефразируя, какова будет цена товара/услуги у различных производителей в масштабах целого мира?».
Для подробного ознакомления с вопросом советую обратиться к знаменитой книге Андрея Паршева «Почему Россия не Америка». Она и есть развернутый, математически обоснованный ответ на вопрос: «Выгодно ли России вступать в ВТО?». В рамках этой статьи я в сжатой форме постараюсь ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.
В первую очередь цена товара на мировом рынке будет определяться размером понесенных производителем затрат. Скажу сразу, что Россия крайне неудачно расположена в климатическом смысле, чтобы поставлять товары на мировой рынок по конкурентоспособным ценам. Хуже России положение только в Монголии, где, чтобы заработать 1 доллар, надо вложить более 300, а в России на 1 заработанный доллар надо вложить более 200. За более точными цифрами прошу обращаться к расчетам Паршева.
Для наглядности приведу простейший пример, объясняющий на пальцах что к чему.
Вот условия: есть два предприятия, которые абсолютно идентичны во всем: товар, технология, персонал. Различие между ними лишь одно – место расположения. И именно оно оказывается смертельным для российского предприятия. Одно предприятие расположено в Стамбуле в Турции, другое – в Ейске Краснодарского края в России. Я взял эти два города по той причине, что в Ейске живу сам, а в Стамбуле живет мой приятель, из общения с которым я владею некоторыми бытовыми деталями из жизни в Стамбуле. Оба города требуют отопления помещения в холодное время года. Только в Стамбуле отопительный сезон длится 1,5 месяца, а в Ейске целых шесть! Получается только по параметру производственных затрат «отопление помещений в зимний период» Ейск проигрывает Стамбулу в 4 раза. А ведь есть в мире места, где топить вообще не надо!
Я уже молчу про другие факторы, удорожающие товары массового потребления, производимые в России. Например, прожорливость русского человека по сравнению с главным конкурентом на мировом рынке – азиатом, различных национальностей. Сможете ли Вы, читатель, питаться 400-500 граммами риса ежедневно? Как минимум, смогут далеко не все, как максимум – не сможет почти никто. А между тем в самурайской Японии доход измерялся в количестве коку. Один коку равнялся количеству риса, необходимому для прокорма одного человека в течение года, то есть от 150 до 180 килограмм, что составляет 400-500 грамм ежедневно. Думаю, у других азиатов так же.
Я даже молчу о столь милых нашему сердцу пенсиях, которых китайцы – производители подавляющего большинства ныне продающихся товаров не имеют в принципе. Я молчу о тёплой одежде, без которой жизнь рабочего-производителя немыслима в России, за исключением очень маленького клочка территории. Я молчу о чудовищной дороговизне строительства производственных помещений. Я молчу о расстояниях, которые чудовищны внутри России, а сама Россия очень далеко от центров мировой торговли, до которых ещё нужно доставить произведенный товар, а это тоже затраты – и немалые. А ещё не стоит забывать, что Ейск (в разобранном нами примере по отоплению)- относительно тёплое место по сравнению с другими территориями, где отопительный сезон может продолжаться чуть ли не круглый год.
«Получается какой-то апокалипсис!» - скажет мне читатель. Да, именно так. Если, конечно…. речь идёт о товарах массового потребления, которые производят китайцы. Что же это, получается моя статья о конце света? А есть ли свет в конце туннеля? Как ни странно, но есть. Если мы поведем речь о различных видах оружия и военной техники, защищенных авторскими правами, которые Россия поставляет на мировой рынок. Вот это и есть ответ на вопрос: «А может ли вообще Россия торговать на мировом рынке при наличии у неё столь жутких осложняющих факторов, описанных выше? Оказывается, может, но только в том случае, если будет продавать нечто уникальное и страшно нужное, что позволит снимать прибыли в сотни, а то и тысячи процентов.
А товары массового спроса, произведенные в России, даже если производитель – транснациональная корпорация-гигант, никому на мировом рынке не нужны, в силу их огромной дороговизны, вызванной особенностями российских условий.
Невостребованность российских товаров на мировом рынке нагляднейшим образом подтверждает производство автомобилей иностранных марок на территории РФ, которое существует с единственной целью – обойти таможенные пошлины при ввозе в Россию. Самый наглый пример такого трюка – сборка автомобилей «Форд» в питерской Елабуге, где каждый автомобиль собирался из семи частей: передний и задний бампер, четыре колеса, и остальной автомобиль в сборе. А все автомобили, собранные в России, нужны только внутри России, а на мировой рынок сами автопроизводители не спешат (если очень мягко выражаться) выводить свою продукцию.
В заключение подведем итог обсуждаемой теме: «Выгодно ли России вступать в ВТО?». Я бы ответил так: «Выгодно, но только если речь идёт об эксклюзивных и крайне востребованных товарах. Например, военная техника, оружие».
Теперь все. Думаю мне пора ставить точку. У меня по теме больше сказать нечего.