В свете этих соображений можно с уверенностью сказать, что данная услуга всегда пользуется спросом, и в этом плане работа таксиста выгодна. Но есть множество подробностей.
Работать в такси можно по-разному. Один из вариантов – наняться в компанию-таксопарк. При этом не нужно иметь собственную машину – ее предоставит фирма. Но условия часто оказываются кабальными. Таксист обязан выполнять ежедневный план, невыполненную часть плана ему записывают в счет долга, который он обязан выплатить. Где он возьмет заказы – это его проблемы, но во многом это зависит от диспетчера, и многие диспетчеры не стесняются «злоупотреблять положением», проще говоря – занимаясь откровенным вымогателем в отношении водителей: хочешь получать заказы – плати. Примечательно, что от выполнения плана (точнее, от его денежной компенсации) водителя никто не освобождает даже на период ремонта машины, когда он физически не может работать. Словом, единственное, что получает водитель при такой работе – это растущий долг, который не всегда способна покрыть зарплата.
Более выгодный вариант – работа в диспетчерском такси. Работать в такой фирме нужно на своем автомобиле. Планов не будет, сколько наработаете – все ваше… ну, не совсем все. Раз машина не принадлежит фирме, расходы на ее содержание и топливо ложатся на плечи водителя (а расходы будут немалыми, учитывая интенсивность эксплуатации). Часть выручки за каждый заказ вы будете отдавать фирме. Таким образом, если клиент платит 70 рублей, то с учетом всего перечисленного у вас остается 30 рублей. К этому нужно прибавить регулярный сбор денег на рекламу и другие поборы, которые часто бывают в таких фирмах. Кроме того, при приеме на работу могут потребовать вступительный взнос. Словом, долгов не будет, но и особой прибыли тоже.
Впрочем, иногда водителям, работая в такой фирме, удается обзавестись постоянными клиентами и сотрудничать с ними без посредничества диспетчера, оставляя себе всю выручку. Я довольно долго сотрудничала так с одним водителем – он каждый день, кроме выходных, возил меня с ребенком в детский сад. Это удобно и для клиентов, которым нужно такси постоянно: не нужно волноваться, что не окажется свободных машин – автомобиль у подъезда гарантирован. Но чтобы выгода была ощутимой, нужно найти достаточно много таких постоянных клиентов, причем с таким расчетом, чтобы конечный пункт предыдущего клиента был поближе к исходному пункту следующего, чтобы расход бензина был поменьше, да и время нужно экономить… не факт, что повезет выстроить такую схему!
Таким образом, работу таксиста особенно выгодной не назовешь. Выгодным может быть только собственный бизнес в этой сфере.