Говоря о степени выгодности аптечного бизнеса, нужно учесть, что для открытия аптеки индивидуальному предпринимателю необходимо иметь фармацевтическое образование – иначе соответствующей лицензии он не получит. Лицензия же может быть трех видов – в зависимости от того, что вы намереваетесь открывать – собственно аптеку, аптечный киоск или аптечный пункт. К каждому из этих видов предъявляется свой список требований.
Самый длинный и сложный – к аптеке, особенно если речь идет об аптеке производственной, где некоторые лекарства не продаются в готовом виде, а изготавливаются по требованию клиента, предъявляющего рецепт от врача (так поступают, например, с каплями Маркова – известным средством от насморка). Поэтому и окупается аптека дольше всего – года за два.
Самый простой вариант в смысле требований – аптечный киоск, но там разрешается продавать только те препараты, которые продаются без рецепта, следовательно, и доход оказывается ниже.
«Золотой серединой» в этом плане оказывается аптечный пункт. Материальная комната там должна быть одна, а не две – как в аптеке, следовательно, за аренду помещения придется платить меньше, но можно продавать все лекарства, в том числе и те, на которые нужен рецепт. Обычно на то, чтобы аптечный пункт окупился, уходит не более полугода – разумеется, при условии, что удачно выбрано место.
Да, от выбора места зависит многое. Когда и как обычно люди покупают лекарства? Тут есть два удобных варианта: либо совместить покупку медикаментов с приобретением других необходимых товаров (прежде всего, продуктов питания), либо по-быстрому сбегать (иной раз – оставив дома без присмотра больного ребенка). Таким образом, наиболее выгодное расположение аптеки или аптечного пункта – это либо торговый центр, либо среди жилых домов… разумеется, что поблизости уже нет какой-нибудь другой аптеки, иначе придется весьма жестко конкурировать, а это будет нелегко… Пожилые люди покупают лекарства и прочие медицинские товары на порядок чаще молодых, а эта категория населения всегда отличается консервативностью: привыкли к «старой» аптеке – в новую их переманить будет нелегко, даже если объективно она окажется лучше.
От места расположения аптеки зависит ее ассортимент: в «спальном районе» лучше полностью сосредоточиться на лекарствах, а в торговом центре можно продавать еще и лечебную косметику. В последние годы в нашей странице появился еще и американский тип аптек – со специализацией на витаминах и биологически активных добавках, но нашим согражданам такие аптеки доверия не внушают, значит, и открывать их не стоит – все равно клиентов будет мало.