icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлексей Ўахлай
¬ыгодные советы

¬ыгодно ли быть умным?

  • 1904
  • 8

¬ыгодно ли быть умным?

“ема этой статьи довольно неоднозначна, и прежде чем раскрывать еЄ, надо бы определитьс€ с тем смыслом, который мы вкладываем в пон€тие Ђумностьї.

Ќа бытовом уровне под умностью чаще всего понимают Ђэрудированностьї, что в переводе с Ђумногої русского €зыка на Ђбытовойї русский €зык означает набитость головы данными. —уд€ по названию передачи Ђ—амый умныйї, госпожа “ина  анделаки сотоварищи именно эрудированность отождествл€ет с умностью. ќднако она не права, поскольку еЄ передача требует от участников эрудированности, а вот умности, отличной от эрудированности Ц никогда.

ј что же тогда другой вид умности, который называетс€ "интеллектуальностью"?

ƒл€ примера возьмЄм всемирно знаменитого интеллектуала јльберта Ёйнштейна, автора не менее знаменитой теории относительности.

»нтеллектуальность Ёйнштейна никем не оспариваетс€. ќднако он сам признавалс€ в своей эрудированности на уровне, близком к нулю. –ектору одного из ведущих университетов, уже будучи маститым учЄным с мировым именем, он призналс€, познакомившись предварительно с программой вступительных экзаменов, что он не смог бы сейчас поступить в его ¬”«. Ќа недоуменное выражение лица ректора, Ёйнштейн по€снил, что пон€ти€ не имеет о величине скорости звука. Ќа ещЄ более шокированное восклицание учЄный ответил: Ђя не держу в голове то, что можно всегда посмотреть в справочникеї. Ќе эрудированность Ёйнштейна, как мы знаем, не помешала ему создать теорию относительности. “ак школьный Ђтупицаї, стал светочем научной мысли. ¬от это пример интеллектуальности, то есть способности решать интеллектуальные задачи, собира€ нечто новое из уже имеющегос€ старого.

¬ каком-то смысле интеллектуала можно сравнить со строителем. Ќаиболее €рким и нагл€дным примером интеллектуалов (ну по крайней мере лично дл€ мен€) €вл€ютс€ знатоки из знаменитой телевизионной игры Ђ„то? √де?  огда?ї. ¬от здесь как раз и происходит рождение нового знани€ на базе уже имеющегос€, когда нужно не столько знать (хот€ в редких случа€х знание в смысле эрудиции помогает и здесь), сколько уметь мыслить и видеть пути выхода из жизненных ситуаций, которые создает перед командой ведущий.

»так, мы уже определились, что будем вести разговор об эрудированности и интеллектуальности.

 огда выгодна эрудированность?

1.  огда вы играете на различных викторинах типа Ђ—амый умныйї, Ђ—во€ играї, Ђ то хочет стать миллионеромї. ’от€ сво€ игра и предполагает некоторую работу интеллекта, так как еЄ формат чуточку ближе к детищу ¬ладимира ¬орошилова Ђ„то? √де?  огда?ї, так как в Ђ—воей игреї часто бывают Ђспортивныеї вопросы, то есть те, на которые легко ответить, слегка шевельнув мозгом. ¬ таких меропри€ти€х простое правило: Ђ„ем больше знаешь, тем лучше результатї.

2.  огда у вас нет посто€нного доступа к библиотекам и интернету и нужны некоторые знани€ в голове.

3. –азумеетс€, когда вы хотите потрафить своему тщеславию и блеснуть знани€ми некоторых сведений перед окружающими.

4. ¬ образовательной среде в сфере гуманитарного образовани€ эрудированность часто выручает, но не сама по себе а в совокупности с интеллектуальностью, так как позвол€ет включать Ђречегенераторї чтобы говорить нечто как бы по теме, и при этом не произносить тупо фразу: Ђя не готовї. «десь выгодна двойна€: с одной стороны ты тренируешьс€ искать выход из любой ситуации, с другой стороны преподаватель тер€ет моральное право ставить тебе Ђнеудї если ты хоть что-то по теме сказал Ђв ту степьї.

5. ¬о всех професси€х, где предполагаетс€ умение поддерживать непрекращающийс€, либо довольно интенсивный поток более или менее осмысленной речи. ¬ этом случае без эрудированности не обойтись.

ј когда не выгодна эрудированность?

1. “огда, когда наша эрудированность показывает Ђтупостьї окружающих, и они начинают ощущать себ€ р€дом с вами людьми второго сорта. ¬ этом случае вы как минимум уроните в их глазах самооценку гор€чо любимой ими собственной личности, как максимум - останетесь одни и, что гораздо страшнее, без поддержки окружающих, так как: Ђ¬ы и так самый умный, где уж нам сирым да убогим равн€тьс€ с тобой! “ы и без нас обойдЄшьс€.ї ј много ли умных вокруг? –аз-два и обчЄлс€! ј остальные сирые да убогие, но только эти сирые на убогие в 90% случаев занимают самые выгодные позиции в жизни. ј все потому, что не умные!

2. “огда, когда ваша эрудированность отключает вашу интеллектуальность, о которой разговор ниже. „еловек так устроен, что всегда стремитс€ найти уже готовый ответ на поставленный жизнью вопрос, и если только не находит в своей "базе данных", то только в этом случае начинает просыпатьс€ его интеллект и он начинает думать а не перекапывать "базу данных" в голове. »ными словами, эрудированность есть убийца интеллектуальности. »менно поэтому знатоков типа Ѕориса Ѕурды так не любил за столом ¬ладимир ¬орошилов, так как Ѕурда ломал игру, и не думал сразу, а сначала пыталс€ выдать готовый ответ.

 огда выгодно быть интеллектуальным?

1.  огда вы играете в Ђ„то? √де?  огда?ї

2.  огда вы бизнесмен/изобретатель/композитор/архитектор и т .д. перечень профессий можно продолжать. ¬ общем, когда нужно создать нечто новое. «десь эрудит и шага не сделает, так как способен лишь воспроизвести старое знание.

ѕодвод€ итоги, могу сказать, что оба вида Ђумностиї выгодны тогда, когда они востребованы соответствующей средой, но горе вам, если вы попали в ту среду, где ваша Ђумностьї до лампочки.

ѕоэтому желаю вам всегда быть в той среде, где ваша умность окажетс€ к месту.

∆елаю удачи!


spe
Ћариса ѕопруга

јлексей, а ведь ¬ы очень правы. Ќаход€сь в среде, где умность не приветствуетс€, чувствуешь себ€ полной дурой)))))))) “огда и вправду лучше помалкивать)))
“олько в 4 абзаце исправьте: "ƒл€ примера возьмЄм всемирно знаменитого интеллектуала јльберта Ёйнштейна автора не мене≈

spe
Ћариса ѕопруга

Ќо все-таки, знание - свет! ѕоэтому € за эрудитов и интеллектуалов)))

top
≈лена јсвойнова-“равина

¬ообще, эрудированность без ума может быть даже страшна... что такое, в сущности, эрудици€? Ќакопление фактов! ј факты - особенно в наше врем€ - адлеко не всегда поступают из источников, заслуживающих довери€, и если при этом не включаетс€ "фильтр" ума - то в конечном итоге мы имеем "эрудированного дурака", который вам всЄ расскажет и про планету Ќибиру, и про конец света по календарю май€ и проч. - и при этом будет чувствовать себ€ наиобразованнейшей личностью

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+