icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
ѕсихологи€

¬ерите ли вы в неизбежность возмезди€?  то должен карать?

  • 646
  • 9

¬ерите ли вы в неизбежность возмезди€?  то должен карать?

ƒ
ƒаже если ты человек, никогда не державший в своих руках Ѕиблию, ты точно слышал полыхающие алым огнЄм слова: Ђ јз воздам!ї ¬ примерно-полном варианте это будет звучать, как: ЂЌа мне лежит отмщение, и придЄт оно от ћен€!ї

¬роде бы всЄ €снее некуда. —мири свой гнев, брось о земь свою гордыню, помни: ты всего лишь человек, ты дит€ Ѕожье, тебе должны быть чужды человеконенавистничество, непри€знь к другим люд€м, с другой внешностью, с иным вероисповеданием, поступающим не так, как ты это себе представл€л.

“ы Ц творение √оспода, должен обладать столь высоким самодостоинством, что тебе будет нетрудно уважать достоинство других народов, в которых ты видишь братьев и сестЄр своих.

ќб этом тебе твердили выдающиес€ умы нашего ќтечества: ѕушкин, “олстой, јксаков, ƒостоевский и другие, чтобы ты мог это чЄтко и €сно понимать. ¬ыдающиес€ служители –усской ѕравославной ÷еркви, такие, как св€той »оанн  ронштадтский, митрополит —анкт-ѕетербургский и Ћадожский »оанн (—ычЄв) по полному праву и с великой гордостью называли русский народ Ђнародом-богоносцемї.

Ќо почему, почему в богоносной –оссии так стремительно и неудержимо набирает силу взаимное отчуждение друг от друга людей, нарастает опасна€ тенденци€ социально-агрессивного поведени€ и жЄсткой (а порой жестокой) неуживчивости немалого числа граждан друг с другом на почве взаимной идеологической, национальной и пр. нетерпимости, по причине каких-то субъективных, необъ€снимо рождЄнных антипатий, что не должно происходить в истинно свободном демократическом обществе?

ѕопробуем разобратьс€ хоть чуть, почему нормальные, воспитанные в человеколюбии люди вдруг пример€ют на себ€ им€ ƒесницы √осподней и начинают считать себ€ в праве творить возмездие, говор€ библейским слогом - Ђвозда€ниеї? ћесть, реванш, наказание любыми пут€ми, осуществл€емое любыми средствами. » это делает эту месть такой же неотвратимой, как справедливое праведное возмездие - кара за совершЄнное преступление.

¬ основе целостности всего мира лежит симметри€.

ƒаже противоположности симметричны: добро Ц зло; свет Ц тьма; разум Ц безумие; детство Ц старость. Ќа биологическом, социальном, этически-эстетическом уровне, везде во главе лежит симметри€. „тобы нормально существовать человеку любого возраста, пола и цвета кожи нужны две ноги (лева€-права€), две руки (лева€-права€) и т.д. Ђѕравила анатомической гармонииї, можно сказать. Ќа уровне души Ц тоже самое.  огда чего-то не хватает (допустим, папы в семье), то это очень чувствуетс€ по манере поведени€ ребЄнка.  огда семь€ полна€, то это Ц симметри€, гармони€, —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№. ј если это кто-то насильственно отн€л, тем самым разрушив гармонию симметрии? Ќадо вернуть и восстановить справедливость! ¬озвращать эту симметрию-справедливость приходитс€ тоже насильственным путЄм. ѕолучаем ћ≈—“№. “о есть месть Ц это попытка восстановлени€ насильственно отн€той справедливости, как внешней и внутренней гармонии. “ак?

» восстановление этой справедливой гармонии Ц естественное желание человека. ћы с большим интересом смотрим фильмы, читаем книги, герои которых смогли, сумели восстановить собственную гармонию-справедливость в собственном мире. ќдин только граф ћонте- ристо, восстанавлива€ поруганную справедливость, покалечил столько судеб вокруг себ€, что назвать его Ђблагородным мстителемї €зык не поворачиваетс€. ћань€к с развЄрнутым лозунгом: Ђ” мен€ есть мст€ и € еЄ мстю!ї. Ќаносит смертельную *мстю* уже не тот человек, который был несправедливо оболган, за долгие года он сильно изменилс€, и уже не тем люд€м, которые заслужили наказани€. » он сам, и его обидчики уже другие люди. ¬рем€ и чувства, соответствующие раннему возрасту, уже ушло.

¬ременем и пространством владеет лишь Ѕог. „еловек пока разумно лишЄн подобных знаний.

» кто, и на каких весах отмерил ту часть жизни, которую человек может потратить на своЄ утоление жажды мести и сколько он может потратить из жизни другого по справедливости? ј ведь врем€ нашей земной жизни бесценно, как отмечал св€титель »гнатий. Ёто врем€ дано нам дл€ решени€ нашей вечной участи. »так: —колько ты должен отн€ть у другого, чтобы заси€ла тво€ симметри€-гармони€? ¬друг больше? Ќе справедливо! ћеньше? «ачем было всю эту *т€нучку* начинать?

”траченного всЄ равно не вернЄшь, а вот душу выхолостишь, выжжешь адским огнЄм ненависти.  ак ты думаешь, почему так живуча поговорка: Ђ огда мст€т Ц роют две могилы!ї? „еловек не Ѕог, он не может воврем€ остановитьс€ и сказать сам себе: Ђ’ватит! —чЄт оплачен сполна. —топ!ї ј если *перебор*, то, какое уж это Ђвозмездиеї?

“ак что же? ќтказатьс€ от наказани€ виновного? ѕревратитьс€ в агнеца на заклании?

» сказал √осподь: ЂЌе убий!ї

» он же сказал: ЂЌет большей любви, чем положить душу свою за други сво€!  огда враг угрожает тебе, ты можешь стерпеть! Ќо, если смерть угрожает твоим близким, то долг твой Ц защитить их!ї

ј как же тогда: Ђ то ударит по щеке, тому подставь другуюї? “огда, долг защищатьс€ Ц низложение принципа непротивлени€ злу.  ак же так? ¬озможно ли, чтобы принцип талиона Ц Ђќко за око, зуб за зуб!ї (соответствие вины наказанию), действовал в данном случае? ƒа!

Ћюба€ конфликтна€ ситуаци€ должна рассматриватьс€ не с двух привычных нам сторон (агрессор и потерпевший), и ни одна из этих сторон не должна иметь прав и преимуществ больше, чем друга€, противоположна€. ¬мешатьс€ в устранение конфликта должна и об€зана треть€ сторона, способна€ объективно оценить создавшеес€ положение и непредвз€то вынести справедливое решение. ¬ идеале, это Ц государство.

¬споминаетс€ один старый фильм, где Ђохотника за головамиї (розыск преступников за вознаграждение), пытаютс€ пристыдить такими словами: ЂЁтот человек не сделал тебе ничего плохого, он даже не знаком с тобой! ј ты готов убить его дл€ получени€ своих кровавых денег! “еб€ от убийцы отдел€ет тонка€ грань, вы так похожи с ним! –азница лишь в том, что убить его тебе позвол€ет «ј ќЌ!ї ћне очень нравитс€ ответ охотника: Ђ≈сли бы он был невиновен, государство не предложило бы мне плату за его голову, так что грань между нами хоть и тонка€, но очень заметна€!ї ¬от так. Ѕез злобы и личной непри€зни.

Ќо, повтор€ть чужие слова, как мы знаем, не значит понимать их смысл. ј смысл здесь прост: государство об€зано защищать и поддерживать симметрию-равновесие внутри себ€, сдерживать неадекватные поступки внутри собственного сообщества единым дл€ всех живущих в этом государстве «ј ќЌќћ, требовать подчинени€ и уважени€ к этому закону других граждан, наход€щихс€ на его территории, даже если они не €вл€ютс€ гражданами этой страны. ј иначе Ц Ђсекир башкаї по любому. ¬озмездие настигнет теб€ даже в самом отдалЄнном уголке планеты, по тому, как справедливость нуждаетс€ в восстановлении, после того, как ты еЄ порушил. «десь заказчиком наказани€ €вл€етс€ не отдельно вз€тый и, возможно, несправедливо обвин€ющий теб€ человек, а государство, которое, по идеи, должно заботитьс€ о тебе и предоставл€ть при надобности свою защиту, как делает это √осподь. ј в реали€х?

¬ реали€х –осси€ захлЄбываетс€ в волне самосудов. Ѕезусловно, самосуды имели место быть всегда. —ейчас мы не будем рассматривать самосуд, как акт кровной мести, пришедший к нам с  авказа. —амосуд давно уже вышел за эти рамки и расползс€ за пределы  авказского хребта. —ам самосуд и попытки его вспыхивают в разных регионах –‘ и без пресловутого обыча€ кровников. ќткуда Ђноги растутї? »з лживых за€влений о последовательном снижении преступности в стране и сокрыти€ фактов преступлений. —ледующий шаг Ц меры по Ђгуманизации ” ї. ƒалее Ц директивные указани€ по вертикали: меньше сажаем, больше выпускаем, отписываемс€ в отсутствии состава преступлени€. –езультат Ц полное безверие людей власт€м, способности этих властей к защите. »тог Ц самосуд.

ƒа, основными факторами, провоцирующими преступность, есть и будут бедность, невежество, материальное и социальное неравенство, неграмотность и невежество. ѕочему же сюда так плавно вписываетс€ фактор нежелани€ государства ограждать своих граждан от насили€ со стороны третьих лиц? ¬ыходит, государство само провоцирует этих самых граждан на эти факты насили€ по отношению к третьим лицам. «ачем?  ому и кака€ в этом выгода?

Ќа дворе 21 век.  азалось бы, пора уже нам, цивильным и просвещЄнным, заключить друг друга в крепкие объ€ти€, чтобы шагать вместе и не бо€тьс€ удара в спину от давнего или новообретЄнного друга, а вот спокойнее за себ€ и своих близких не становитс€. »ногда просто хочетс€ услышать глас с небес, чтобы стало слышно всем, живущим на этой планете:

ј« ¬ќ«ƒјћ!!!

ѕотому, что только в это вера и остаЄтс€!


pro
—емен ÷ыгановский

¬озда€ние не всегда приходит. ћожет быть, оно и приходит, но не таким, как тебе виделось-мечталось.

mas
≈вгений Ѕагдерин

Ѕорьба добра и зла ключевой, неразрешенный вопрос философии, литературы и искусства, межличностных отношений. —праведливость подобна ма€тнику. ћожно диктатурой создать справедливое государство, но тогда надо пожертвовать свободой. ¬ любом случае выбор за самим человеком! —тать€ очень интересна€. »нтересно, что подтолкнуло теб€ к написанию. Ќаверное кто-то сильно обидел...

top
Halida Rojkova

’орошо написано, но так и слышитс€ лична€ обида и разрушенна€ надежда на справедливость третьей стороны. я в нее не верю. ћне как-то попул€рно объ€снили, что и как решаетс€ в этом мире. ћало этого, еще и нагл€дно показали. — тех пор в справедливость государственных органов не верю. ј кроме них, по закону никто и ничего не решает. ¬от и получаетс€, что ј« ¬ќ«ƒјћ перекладываешь на свои плечи и делаешь это так, как понимаешь, как умеешь. ј душа все равно горит и плачет - месть не утихомиривает боль потери.

mas
ћарк Ѕлау

 ак ни странно, но кровна€ месть, там где она имела место быть, удерживала от торопливой попытки восстановить справедливость. ”бить-то не проблема, проблемы начинаютс€ потом, когда клан убитого начинает вершить свою месть.

spe
ёли€ ƒворникова

—огласна со всеми, написавшими отклики. “ема действительно больше философска€, не имеюща€ однозначного решени€. Ќо интересна€! „то касаетс€ лично мен€, то, можно сказать высокопарно:"“ак сложились звЄзды!" ѕросто, € по знаку «одиака - весы, у мен€ обострЄнное чувство справедливости +воспитание. "¬от и получаетс€, что ј« ¬ќ«ƒјћ перекладываешь на свои плечи и делаешь это так, как понимаешь, как умеешь. ј душа все равно горит и плачет..." ѕростите ’алида, что *сл€мзила* ¬аши слова, но они словно мною писаны!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+