icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Дворникова
Психология

Верите ли вы в неизбежность возмездия? Кто должен карать?

  • 476
  • 9

Верите ли вы в неизбежность возмездия? Кто должен карать?

Д
Даже если ты человек, никогда не державший в своих руках Библию, ты точно слышал полыхающие алым огнём слова: « Аз воздам!» В примерно-полном варианте это будет звучать, как: «На мне лежит отмщение, и придёт оно от Меня!»

Вроде бы всё яснее некуда. Смири свой гнев, брось о земь свою гордыню, помни: ты всего лишь человек, ты дитя Божье, тебе должны быть чужды человеконенавистничество, неприязнь к другим людям, с другой внешностью, с иным вероисповеданием, поступающим не так, как ты это себе представлял.

Ты – творение Господа, должен обладать столь высоким самодостоинством, что тебе будет нетрудно уважать достоинство других народов, в которых ты видишь братьев и сестёр своих.

Об этом тебе твердили выдающиеся умы нашего Отечества: Пушкин, Толстой, Аксаков, Достоевский и другие, чтобы ты мог это чётко и ясно понимать. Выдающиеся служители Русской Православной Церкви, такие, как святой Иоанн Кронштадтский, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Сычёв) по полному праву и с великой гордостью называли русский народ «народом-богоносцем».

Но почему, почему в богоносной России так стремительно и неудержимо набирает силу взаимное отчуждение друг от друга людей, нарастает опасная тенденция социально-агрессивного поведения и жёсткой (а порой жестокой) неуживчивости немалого числа граждан друг с другом на почве взаимной идеологической, национальной и пр. нетерпимости, по причине каких-то субъективных, необъяснимо рождённых антипатий, что не должно происходить в истинно свободном демократическом обществе?

Попробуем разобраться хоть чуть, почему нормальные, воспитанные в человеколюбии люди вдруг примеряют на себя имя Десницы Господней и начинают считать себя в праве творить возмездие, говоря библейским слогом - «воздаяние»? Месть, реванш, наказание любыми путями, осуществляемое любыми средствами. И это делает эту месть такой же неотвратимой, как справедливое праведное возмездие - кара за совершённое преступление.

В основе целостности всего мира лежит симметрия.

Даже противоположности симметричны: добро – зло; свет – тьма; разум – безумие; детство – старость. На биологическом, социальном, этически-эстетическом уровне, везде во главе лежит симметрия. Чтобы нормально существовать человеку любого возраста, пола и цвета кожи нужны две ноги (левая-правая), две руки (левая-правая) и т.д. «Правила анатомической гармонии», можно сказать. На уровне души – тоже самое. Когда чего-то не хватает (допустим, папы в семье), то это очень чувствуется по манере поведения ребёнка. Когда семья полная, то это – симметрия, гармония, СПРАВЕДЛИВОСТЬ. А если это кто-то насильственно отнял, тем самым разрушив гармонию симметрии? Надо вернуть и восстановить справедливость! Возвращать эту симметрию-справедливость приходится тоже насильственным путём. Получаем МЕСТЬ. То есть месть – это попытка восстановления насильственно отнятой справедливости, как внешней и внутренней гармонии. Так?

И восстановление этой справедливой гармонии – естественное желание человека. Мы с большим интересом смотрим фильмы, читаем книги, герои которых смогли, сумели восстановить собственную гармонию-справедливость в собственном мире. Один только граф Монте-Кристо, восстанавливая поруганную справедливость, покалечил столько судеб вокруг себя, что назвать его «благородным мстителем» язык не поворачивается. Маньяк с развёрнутым лозунгом: «У меня есть мстя и я её мстю!». Наносит смертельную *мстю* уже не тот человек, который был несправедливо оболган, за долгие года он сильно изменился, и уже не тем людям, которые заслужили наказания. И он сам, и его обидчики уже другие люди. Время и чувства, соответствующие раннему возрасту, уже ушло.

Временем и пространством владеет лишь Бог. Человек пока разумно лишён подобных знаний.

И кто, и на каких весах отмерил ту часть жизни, которую человек может потратить на своё утоление жажды мести и сколько он может потратить из жизни другого по справедливости? А ведь время нашей земной жизни бесценно, как отмечал святитель Игнатий. Это время дано нам для решения нашей вечной участи. Итак: Сколько ты должен отнять у другого, чтобы засияла твоя симметрия-гармония? Вдруг больше? Не справедливо! Меньше? Зачем было всю эту *тянучку* начинать?

Утраченного всё равно не вернёшь, а вот душу выхолостишь, выжжешь адским огнём ненависти. Как ты думаешь, почему так живуча поговорка: «Когда мстят – роют две могилы!»? Человек не Бог, он не может вовремя остановиться и сказать сам себе: «Хватит! Счёт оплачен сполна. Стоп!» А если *перебор*, то, какое уж это «возмездие»?

Так что же? Отказаться от наказания виновного? Превратиться в агнеца на заклании?

И сказал Господь: «Не убий!»

И он же сказал: «Нет большей любви, чем положить душу свою за други своя! Когда враг угрожает тебе, ты можешь стерпеть! Но, если смерть угрожает твоим близким, то долг твой – защитить их!»

А как же тогда: «Кто ударит по щеке, тому подставь другую»? Тогда, долг защищаться – низложение принципа непротивления злу. Как же так? Возможно ли, чтобы принцип талиона – «Око за око, зуб за зуб!» (соответствие вины наказанию), действовал в данном случае? Да!

Любая конфликтная ситуация должна рассматриваться не с двух привычных нам сторон (агрессор и потерпевший), и ни одна из этих сторон не должна иметь прав и преимуществ больше, чем другая, противоположная. Вмешаться в устранение конфликта должна и обязана третья сторона, способная объективно оценить создавшееся положение и непредвзято вынести справедливое решение. В идеале, это – государство.

Вспоминается один старый фильм, где «охотника за головами» (розыск преступников за вознаграждение), пытаются пристыдить такими словами: «Этот человек не сделал тебе ничего плохого, он даже не знаком с тобой! А ты готов убить его для получения своих кровавых денег! Тебя от убийцы отделяет тонкая грань, вы так похожи с ним! Разница лишь в том, что убить его тебе позволяет ЗАКОН!» Мне очень нравится ответ охотника: «Если бы он был невиновен, государство не предложило бы мне плату за его голову, так что грань между нами хоть и тонкая, но очень заметная!» Вот так. Без злобы и личной неприязни.

Но, повторять чужие слова, как мы знаем, не значит понимать их смысл. А смысл здесь прост: государство обязано защищать и поддерживать симметрию-равновесие внутри себя, сдерживать неадекватные поступки внутри собственного сообщества единым для всех живущих в этом государстве ЗАКОНОМ, требовать подчинения и уважения к этому закону других граждан, находящихся на его территории, даже если они не являются гражданами этой страны. А иначе – «секир башка» по любому. Возмездие настигнет тебя даже в самом отдалённом уголке планеты, по тому, как справедливость нуждается в восстановлении, после того, как ты её порушил. Здесь заказчиком наказания является не отдельно взятый и, возможно, несправедливо обвиняющий тебя человек, а государство, которое, по идеи, должно заботиться о тебе и предоставлять при надобности свою защиту, как делает это Господь. А в реалиях?

В реалиях Россия захлёбывается в волне самосудов. Безусловно, самосуды имели место быть всегда. Сейчас мы не будем рассматривать самосуд, как акт кровной мести, пришедший к нам с Кавказа. Самосуд давно уже вышел за эти рамки и расползся за пределы Кавказского хребта. Сам самосуд и попытки его вспыхивают в разных регионах РФ и без пресловутого обычая кровников. Откуда «ноги растут»? Из лживых заявлений о последовательном снижении преступности в стране и сокрытия фактов преступлений. Следующий шаг – меры по «гуманизации УК». Далее – директивные указания по вертикали: меньше сажаем, больше выпускаем, отписываемся в отсутствии состава преступления. Результат – полное безверие людей властям, способности этих властей к защите. Итог – самосуд.

Да, основными факторами, провоцирующими преступность, есть и будут бедность, невежество, материальное и социальное неравенство, неграмотность и невежество. Почему же сюда так плавно вписывается фактор нежелания государства ограждать своих граждан от насилия со стороны третьих лиц? Выходит, государство само провоцирует этих самых граждан на эти факты насилия по отношению к третьим лицам. Зачем? Кому и какая в этом выгода?

На дворе 21 век. Казалось бы, пора уже нам, цивильным и просвещённым, заключить друг друга в крепкие объятия, чтобы шагать вместе и не бояться удара в спину от давнего или новообретённого друга, а вот спокойнее за себя и своих близких не становится. Иногда просто хочется услышать глас с небес, чтобы стало слышно всем, живущим на этой планете:

АЗ ВОЗДАМ!!!

Потому, что только в это вера и остаётся!

pro
Семен Цыгановский

Воздаяние не всегда приходит. Может быть, оно и приходит, но не таким, как тебе виделось-мечталось.

mas
Евгений Багдерин

Борьба добра и зла ключевой, неразрешенный вопрос философии, литературы и искусства, межличностных отношений. Справедливость подобна маятнику. Можно диктатурой создать справедливое государство, но тогда надо пожертвовать свободой. В любом случае выбор за самим человеком! Статья очень интересная. Интересно, что подтолкнуло тебя к написанию. Наверное кто-то сильно обидел...

top
Halida Rojkova

Хорошо написано, но так и слышится личная обида и разрушенная надежда на справедливость третьей стороны. Я в нее не верю. Мне как-то популярно объяснили, что и как решается в этом мире. Мало этого, еще и наглядно показали. С тех пор в справедливость государственных органов не верю. А кроме них, по закону никто и ничего не решает. Вот и получается, что АЗ ВОЗДАМ перекладываешь на свои плечи и делаешь это так, как понимаешь, как умеешь. А душа все равно горит и плачет - месть не утихомиривает боль потери.

mas
Марк Блау

Как ни странно, но кровная месть, там где она имела место быть, удерживала от торопливой попытки восстановить справедливость. Убить-то не проблема, проблемы начинаются потом, когда клан убитого начинает вершить свою месть.

spe
Юлия Дворникова

Согласна со всеми, написавшими отклики. Тема действительно больше философская, не имеющая однозначного решения. Но интересная! Что касается лично меня, то, можно сказать высокопарно:"Так сложились звёзды!" Просто, я по знаку Зодиака - весы, у меня обострённое чувство справедливости +воспитание. "Вот и получается, что АЗ ВОЗДАМ перекладываешь на свои плечи и делаешь это так, как понимаешь, как умеешь. А душа все равно горит и плачет..." Простите Халида, что *слямзила* Ваши слова, но они словно мною писаны!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+