icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
»ль€ ћуромец
 ультура и искусство

¬арны и касты в »ндии

  • 13666
  • 8

¬арны и касты в »ндии

“ак уж повелось, что в обиходе в русском €зыке закрепилось слово Ђкастыї, в том числе и в переносе значени€ этого слова на общественное устройство индийского общества, что €вл€етс€ ошибкой. Ђ астаї и Ђ¬арнаї - два разных пон€ти€. ƒл€ простоты можно сказать, что второе включает в себ€ первое, но первое Ц это всего лишь часть второго.

ѕон€тие Ђ¬арнаї шире пон€ти€ Ђкастаї, хот€ оба эти термина и пон€ти€ описывают, как прин€то говорить на –уси Ц Ђкастовое общество »ндииї.

–ассмотри поподробнее.

¬ своем изначальном значении на санскрите пон€тие Ђ¬арнаї обозначает Ц Ђцветї. ѕрин€то считать, что это условное разделение Ђпо цветамї уходит своими корн€ми вглубь истории ко временам завоевани€ »ндии ари€ми за 1500 лет до –.’. јрии, как доказал в своих работах генетик профессор  лесов, принадлежали к слав€нским народам и имели, соответственно, более светлый цвет кожи по сравнению с представител€ми дравидских племен, насел€вших к тому времени полуостров »ндостан.

–ади справедливости стоит отметить, что арии пришли Ђне на пустое местої, довольно высокоразвитые государства на территории »ндии к тому времени существовали, но пришли в упадок.

јрии принесли с собой, как € уже упоминал в предыдущих стать€х свой €зык и письменность и свою ведическую культуру, ну и соответственно свое общественное устройство. «авоеванные племена были включены в это общественное устройство, но на низших рол€х. ќп€ть же ради справедливости стоит отметить, что не все представители завоеванного народа автоматически оказались Ђна днеї общества. Ћучшие их представители зан€ли достойное их место в кастовом обществе јриев.

Ќу а теперь, собственно, перейдем к общественному устройству, принесенному ари€ми в »ндию, и как оно трансформировалось в »ндии.

 астовое общество »ндии подразумевает существование п€ти, довольно замкнутых, а в отношении высшей касты Ц очень замкнутых групп.

Ќо дл€ начала обратимс€ к истории, вернее к ¬едам, как это там описано:

ј ради процветани€ миров Ѕрахма создал из своих уст, рук, бЄдер и ступнЄй брахмана, кшатри€, вайшью и шудру.

ј дл€ сохранени€ всей этой вселенной он, пресветлый, дл€ рождЄнных от уст, рук, бЄдер и ступнЄй установил особые зан€ти€. ќбучение, изучение вед, жертвоприношение дл€ себ€ и жертвоприношение дл€ других, раздачу и получение милостыни он установил дл€ брахманов. ќхрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал дл€ кшатри€. ѕастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие Ч дл€ вайшь€. Ќо только одно зан€тие владыка указал дл€ шудр Ч служение этим варнам со смирением.

«десь перечислены четыре касты/варны. ≈сть еще и п€та€ социальна€ группа, но о ней позже.

»так Ц варна это общее определение, скажем как Ђ€блокої, но вот только видов €блок есть превеликое множество, тут и Ђдичекї, тут и Ђантоновкаї и т.д. и т.п. “ак и ¬арна €вл€етс€ общей характеристикой социальной группы, котора€ в свою очередь делитс€ на более мелкие, именуемые кастами.

 асты более подвержены изменени€м, могут возникать и исчезать. —ейчас в »ндии насчитываетс€ более 3 000 каст, не так давно даже возникла каста шоферов.

ƒеление же общества на ¬арны оказалось чрезвычайно устойчивой социальной конструкцией.

ѕерейдем к более детальному рассмотрению пон€ти€ Ђ¬арнаї. »так, варна - это цвет. ћальчик при рождении получал шнурок определенного цвета, который был об€зан носить всю свою жизнь.

÷ветова€ палитра следующа€:

Х Ѕрахманы Ц белый

Х  шатрии Ц красный

Х ¬айшьи Ц желтый

Х Ўудры - черный

ѕереход из одной варны в другую при жизни в »ндии Ц дело немыслимое, больше половины продукции Ѕолливуда повествует нам именно об этом. ќн Ц из одной касты, она Ц из другой касты и поженитьс€ они не могут! ’от€ в общем случае, насколько € смог вы€снить, браки между представител€ми различных каст, даже если касты принадлежат к различным варнам, в »ндии Ц возможны. ƒело только в том, что, скажем, если девушка выходит замуж за представител€ более низкой варны, то своего Ђличного статусаї - она не тер€ет, а вот дети, дети станут представител€ми более низкой варны. ј в »ндии принадлежность к той или иной касте/варне предопредел€ет судьбу ребенка. “аковы реалии кастового общества »ндии.

»з приведенного отрывка из Ђ–иг-ведыї, пон€тно, что Ѕрахман имеет право присвоить себе любую понравившуюс€ ему вещь.

—ледующий интересный пункт Ц изучать ¬еды имеют право только три высшие варны, так называемые Ђдважды рожденныеї, этой привилегии лишена низша€ варна, варна Ц шудр.

»дем далее, в соответствии с требовани€ми кастового делени€ общества, представители более высоких каст иногда не имеют право принимать вещи, продукты и пищу из рук представителей более низких каст. ¬ частности брахман должен отказатьс€ от пищи, если шудра только взгл€нул на нее. —истема довольно сложна€ и очень запутанна€.  то имеет право готовить пищу, и дл€ какой касты и кто имеет право стричь представител€ той или иной касты? √олову сломаешь !

Ќо мудрые индийцы изобрели очень удобное правило Ц Ђ–ука мастера всегда чистаї и с успехом обход€т эти жесткие правила кастового общества.

» в заключении о Ђнеприкасаемыхї.  ак можно заметить, их нет в списке каст, нет такой варны и у них нет Ђсвоегої цвета, но они существуют! Ќеприкасаемые, если это €вление описывать нашими пон€ти€ми, то это люди, которые по тем или иным причинам потер€ли право принадлежать к своей касте/варне и, соответственно, выпадающие из общественного устройства и наход€тс€ Ђна дне обществаї. Ёто распростран€етс€ и на их детей!  ак аналог Ц наши Ђбомжиї.

’орошо это или плохо, деление общества на касты, пусть решают сами индийцы. Ќо так называемые Ђсоциальные лифтыї у них отсутствуют. ’от€ это не есть жесткое правило.  ак пример Ц семейство √анди принадлежит к варне вайшьев, а и отец и дочь были премьер-министрами »ндии. ƒолжность по определению, исключительно дл€ кшатриев.

ѕравда, отец еще при жизни удостоилс€ титула Ђћахатмаї, что автоматически перенесли на его дочь.

¬ообще, »нди€ Ц сказочна€ страна!


pro
јнастаси€ —амохина

ј на картинке - “адж - ћахал. ћо€ заветна€ мечта - увидеть это прекрасное здание. »ль€, хороша€ стать€, много нового узнала. +

deb
»ль€ ћуромец

ƒа заходите еще !! у мены этого добра .... :)) “адж махал, - это все же кусочек мусульманской культуры в »ндии, хот€ их хитросплетени€ в синтезе религий просто потр€сают !

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+