icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
 ультура и искусство

¬ам знаком —јћ»«ƒј“?

  • 767
  • 20

¬ам знаком —јћ»«ƒј“?

ѕ
ѕожалуй, само пон€тие самиздата приходитс€ на тот трагичный период русской литературы, который св€зан с тоталитарным режимом советской власти, хот€ точно определить этот период (с такого-то по такой год) не представл€етс€ точно-возможным.

¬о вс€ком случае, как мы знаем из уроков школьной истории, тоталитарный режим в любом государстве вводит всеобщий контроль прав€щей элиты не только над политической и экономической жизнью страны, но и над культурной жизнью общества.

ѕон€тно, что существование даже формальной оппозиции при таком режиме становитс€ невозможным.

Ќо, с другой стороны, тоталитарные режимы преп€тствуют созданию поистине гражданского общества, привод€т к гражданской пассивности, незаинтересованности в делах государства, падению нравственности и, в конечном итоге, обрекает общество на глубокий моральный и экономический кризис.

¬озможно, началом последующих трагических событий, Ђпервым звоночкомї, послужила конфискаци€ целого выпуска журнала ЂЌовый ћирї, в котором была опубликована повесть Ѕориса ѕильн€ка, котора€ так и называлась: Ђѕовесть непогашенной луныї.

ѕроизошло это в далЄком 1926 году.

÷ензура усмотрела в этом произведении недопустимую дл€ Ђстроител€ коммунизмаї чуждо-философскую идею права человека на личную свободу, а так же подтверждение кулуарных слухов на убийство ћихаила ‘рунзе по указанию тов. —талина.

Ётот факт, кстати, до сих пор не доказан, но намЄк-то был!

— этого года судьба ѕильн€ка уже предрешена: несмотр€ на то, что его сочинени€ будут ещЄ выходить пару-тройку лет, писател€ ¬огау (насто€ща€ фамили€ ѕильн€ка) всЄ-таки расстрел€ют в солнечный день 21 апрел€ 1938 года, предъ€вив ему обвинение в множественных преступлени€х против —оветской ¬ласти, *пришпандорив*, как водитс€, предварительно, ему €рлык Ђдеклассированного элементаї.

¬ одном из последних писем Ђна волюї Ѕорис јндреевич заметит о себе: Ђћне выпала горька€ слава Ц идти на рожон!ї

ѕриговор был приведЄн в исполнение в городе ћоскве.

ƒальше Ц больше.

Ѕольше и страшнее, как в сказке, которую многие пытались сделать былью.

Ђ¬ерноподданническа€ї критика усматривает Ђотсутствие коммунистического стержн€ї в произведени€х ёри€ ќлеши (Ђ«авистьї), ¬икенти€ ¬ересаева (роман Ђ¬ тупикеї) и многих других, казалось бы, безобидных с точки зрени€ цензуры, произведений иных авторов.

∆есточайша€ критика обрушиваетс€ на истории, где описываютс€ Ђдушевные метани€ отжившей своЄ интеллигенцииї, которые просто не могут поощр€тьс€ в обществе Ђторжествующего единомысли€ї.

ќно и пон€тно: Ђсоветскому человеку - новому строителю коммунизмаї вс€кие там сомнени€, а, тем паче, духовные драмы не могут быть присущи, потому и чужды.

«ато ему присущи пр€молинейность в высказывании своих оценок.

“ак, на рассказе јндре€ ѕлатонова Ђ¬прокї ».¬. —талин расчеркнЄтс€ собственноручно: Ђѕоддонок!ї.

ѕосле подобной рецензии, лишЄнный возможности зарабатывать под своим именем, обвинЄнный в Ђгнуснейшей клевете на советских людейї,  лиментов-ѕлатонов занимаетс€ адаптированием башкирских сказок к русскому €зыку, всю оставшуюс€ жизнь официально печатаетс€ лишь в детских журналах.

„асто выступает в роли Ђлитературного неграї у других, допущенных под светлые очи писателей, например, отредактировал дл€ Ўолохова Ђќни сражались за –одинуї.

“ак или иначе, в 30-х годах читательской аудитории лишаютс€ не только ѕлатонов, ¬ересаев, ѕильн€к и ќлеша, под Ђмолот непримеримой борьбыї попадают и другие писатели различных направлений: Ќ. люев и ћ.Ѕулгаков, ≈.«ам€тин и Ќ.ќлейников, ƒ.’армс и др.

ѕо точному выражению ¬иктора Ўкловского, эти писатели Ђсоздавали арки, но не могли сомкнуть их сводыї.

’от€, на ѕервом съезде писателей ———– (1934г.) ћаксим √орький, выступавший с основным докладом к съезду, как Ђсамый пролетарский писательї, настойчиво пыталс€ подчЄркнуть, что единство не отрицает многообрази€, но его слабый голос Ђутонул в аплодисментахї.

ј чем ещЄ могли наградить слушатели доклад человека, который уже успел к тому времени исказить и оболгать традиции русской духовно-нравственной литературы, высказавшись в адрес ƒостоевского: Ђƒостоевский Ч гений, но это злой гений наш!

ќн изумительно глубоко почувствовал, пон€л и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, т€жкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всЄм разочарованного нигилиста и Ч противоположность еЄ Ч мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждатьс€ своим страданием, не без злорадства, однако, рису€сь им пред всеми и пред самим собоюї.?!

 онечно, только Ђгромкими, продолжительными аплодисментамиї!

ѕосле съезда писателей чЄтко проступила тенденци€, если можно сказать, *универсализации* всей литературы, приведени€ еЄ к единому шаблону: Ђѕисатели, живущие в ———– должны быть едины! —оветска€ литература должна стать колесом единого партийного механизма!ї

“ак сказать, Ђкак завещал великий Ћенин, как учит  оммунистическа€ парти€ї Е и далее - по тексту, кто ещЄ помнит.

“ак родилс€ метод, получивший название Ђ социалистический реализмї, который породил не единство, а войну с любыми оригинальными €зыковыми про€влени€ми и инакомысл€щими индивидами на литературных поприщах. ’отели, *как лучше*, а получили *как всегда*!

„то там говорить об инакомыслии, если даже такие простые стилевые €влени€ €зыка, как Ђорнаментализмї и Ђсказї были объ€влены формализмом, а использование диалектических слов и выражений признано отсталостью и неразвитостью €зыковой литературы других народов, вошедших в состав новой империи!

— этого времени между —оветской –оссией и остальным внешним миром устанавливаетс€ печально известный, пр€мо-таки знаменитый Ђжелезный занавесї, который фактически исключает возможность проникновени€ на "нашу территорию" не только произведений русских эмигрантов, но и вообще произведений иных, Ђвраждебных намї капиталистических авторов.

Ќачинаетс€ цела€ эпоха Ђвы€вленийї, Ђгоненийї и Ђуничтоженийї.

Ќасто€ща€ Ђохота на ведьмї.

¬ эти годы процесс буквально физического уничтожени€ *инакомысл€щих* поэтов, писателей и художников достиг своего апоге€.

ѕогибли в лагер€х или были расстрел€ны:  люев, ћандельштам,  орнилов, Ѕабель,  атаев,  ольцов и др.

ќтбывали срока за инакомыслие: «аболоцкий, ћартынов, —мел€ков и дес€тки других.

ѕожалуй, самым унизительным был нав€занный литераторам ритуал своеобразного аутодафе, когда уже приговорЄнного заранее Ђузника от литературыї заставл€ли прилюдно ка€тьс€ в совершЄнных им грехах, что отнюдь не отмен€ло экзекуции.

Ђ”порствующих в ересиї ждал расстрел, который мог быть заменЄн на пожизненное изгнание.

—трашным были публичные преследовани€, но нравственное уничтожение личности человека было гораздо страшнее.

ѕроисходило это всегда по одной и той же схеме: после очередной *разносной* статьи в печати, похожей скорее на гр€зный донос, чем на статью, писатель или поэт был обречЄн на многолетнее Ђмолчание ї.

ѕодобной участи подверглись јхматова, «ощенко и многие еже с ними.

»з —оветской –оссии были вынуждены уехать поэты и писатели, которые €вно составл€ли цвет русской литературы: Ѕунин, јндреев, јверченко, Ѕальмонт, √иппиус,  уприн, ќсоргин, –емизов, —евер€нин, “эффи, ЎмелЄв, —аша „Єрный, јлданов, ’одасевич и многие, многие другие.

ќт оставшихс€ требовали беспринципного приукрашивани€ происход€щей действительности, согласно соответствующей инструкции-формуле: Ђ»зображение жизни в еЄ революционном развитииї, поощр€лись бездарные Ђавтоматчики партииї, которые стремились получить очередное звание, а не Ђглаголом жечь сердца людейї.

¬ итоге, к 40-м годам, все сокровища мировой литературы были сведены к убогому противопоставлению социалистического реализма, €кобы св€занного с прогрессивным общественным движением, и *антиреализма* Ц порождению враждебной всему пролетариату идеологии.

ѕримерно в это же врем€ Ђвходит в модуї непон€тное простому обывателю слово Ђдиссидентї - Ђотклон€ющийс€ от господствующего вероисповедани€ї, а попросту: еретик или отступник. (см. статью ≈вгени€ Ѕагдерина от 10.07.2015)

» очень скоро это слово становитс€ пугающе-ругательным.

“ем не менее, с конца 50-х, в начале 60-х годов в Ћенинграде (ныне —анкт-ѕетербург) складываетс€ некий кружок молодых одарЄнных поэтов, считающих јнну јхматову своей музой-покровительницей.

—реди молодых тогда ещЄ ≈вгени€ –ейна, јнатоли€ Ќаймана, ƒмитри€ Ѕобышева €рко выдел€етс€ »осиф Ѕродский.

јхматова, в шутку называюща€ их общество Ђволшебным хоромї, особо отмечала Ђвкусовую необычностьї его стихов и очень к нему благоволила.

¬озможно, именно эта духовна€ дружба с опальной поэтессой и €вилась причиной того, что на молодого, независимо ведущего себ€ поэта обратило внимание Ђнедремлющее око ћордераї Ц ¬ласть.

» началась травл€ с использованием привычных и проверенных в деле стереотипов и шаблонных клише.

29 но€бр€ 1963года в Ђ¬ечернем Ћенинградеї публикуетс€ стать€ Ђќкололитературный трутеньї, в которой Ѕродского обвин€ют в сознательном уклонении от общественно-полезного труда Ц туне€дстве, что было равносильно обвинению в уголовном преступлении.

«аработала репрессивна€ машина тоталитарной системы, котора€ не терпит отклонений от общеустановленной власт€ми нормы, независимости поведени€ или открыто выраженных взгл€дов, если они не совпадают со взгл€дами властьимущих.

Ќезависимость Ѕродского была чисто эстетической, он не принадлежал ни к какой партии, хулиганских выходок за ним не водилось, просто его стихи не соответствовали официально-казЄнному оптимизму. ¬ пасквиле от газеты они были названы Ђсмесью декадентщины и модернизмаї, что в устах советских критиков звучало, как ругательство, а само мировоззрение автора было признано Ђ€вно ущербнымї.

13 марта 1964года »осиф Ѕродский был осуждЄн на 5 лет ссылки Ђв места не столь отдалЄнныеї Ђс применением об€зательного трудаї.

Ќа суде присутствовала жена писател€ јлександра –аскина Ц известна€ уже в то врем€ советска€ писательница, журналистка и правозащитница - ‘рида јбра́мовна ¬и́гдорова.

ќна вела записи с самого начала позорного процесса, сначала открыто, потом, когда ей запретили это делать, Ц тайком.

ѕосле процесса эти записи были переписаны-перепечатаны под Ємким названием Ђ—удилищеї и стали распростран€тьс€, словно пожар, в машинописных и рукописных копи€х по всей стране.

Ётот публицистический документ сделал им€ »осифа Ѕродского известным даже тем люд€м, которые и не подозревали о его существовании, и, несомненно, стал одним из первых про€влений того культурного феномена, который получил в последствии название Ђсамиздатї.

ј этот феномен, как мы точно знаем, сыграл далеко не последнюю роль в отечественной культуре!

Ќепосредственное авторство самого слова Ђсамиздатї принадлежит поэту советских времЄн Ќиколаю √лазкову (1919-1979 г.г.).

 огда он пон€л, что его стихи не будут напечатаны никогда, потому, как не пройдут цензуру, поэт начал писать собственные рукописные книжечки и раздавать их своим друзь€м и знакомым.

“ам, где обычно указываетс€ издательство (титульный лист), он, иронически парадиру€ названи€ официальных издательств, надписывал: Ђ—јћќ-издатї. Ёто слово малость *подстругалось* и в своей сокращЄнной форме - самидат Ц получило невиданное распространение по планете ———–.

ѕо меткому определению Ђодного из главных советских диссидентовї ¬ладимира Ѕуковского, самиздат это: Ђ—ам пишу, сам переписываю, и сижу тоже сам!ї

ћногим за распространение самиздата пришлось действительно посидеть по тюрьмам.

¬ тоталитарном государстве никакой нелегальной прессы быть просто не могло, всЄ инакомыслие сосредотачивалось в устной форме Ц в анекдотах, но и пересказ оных очень даже реально каралс€ соответствующей статьЄй ” .

- Ѕрови чЄрные, густые,

–ечи длинные, пустые.

Ќет колготок, нет конфет.

 то загадку отгадает,

“от получит дев€ть лет!

Ќо, рождение, так сказать, самого Ђжанра самиздатаї произошло ещЄ в дореволюционную эпоху Ђреакционного засиль€ двор€нского застоль€ї.

√рибоедовское Ђ√оре от умаї не было пропущено в печать при его жизни, но стало известным благодар€ нескольким дес€ткам тыс€ч рукописных списков, кол-во которых в несколько раз превысило привычные тиражи официальных изданий того времени.

“оже произошло и с Ђѕутешествием из ѕетербурга в ћосквуї –адищева.

—оветский самиздат подн€л чуть было не упавшее Ђзнам€ вольнодумстваї и начал издавать художественные и публицистические произведени€, которые не могли быть допущены к официальной коммунистической печати.

Ћюди, на собственный страх и риск, от руки или на пишущих машинках, переписывали огромные тексты, фотографировали уже имеющиес€, начитывали на хрип€щие магнитофоны и передавали их друг другу.

Ѕлагодар€ самиздату советские люди смогли познакомитьс€ с произведени€ми —олженицына, —ахарова, ¬ойновича с его солдатом „онкиным („ќЌ Ц „асть ќсобого Ќазначени€), ненапечатанными стихами ÷ветаевой и ћандельштама и, конечно, самого Ѕродского.

—амиздат стал настолько мощным культурным и общественным фактором, что власт€м приходилось вести с ним нешуточную борьбу, а за хранение и (боже упаси!) распространение самиздатовских произведений срок, как уже говорилось, был так же не шуточный.

—ейчас, конечно, странно себе представить, но молодые люди, вступающие в сознательную жизнь после войны, попросту не знали ни имЄн, ни произведений писателей-эмигрантов, дл€ них были неизвестны творчество и имена репрессированных поэтов, они с брезгливостью относились к футуристическим картинам Ђне советскихї художников, ко всему тому, что официальный социалистический реализм отвращал от себ€, как *недостойное* искусство.

ѕодобна€ ситуаци€ сложилась вследствие дес€тилетий культурного террора, изломавшего естественное развитие всех видов культуры, нав€завшего искусственные формы и пытавшегос€ втиснуть многообразие художественного творчества в Ђпрокрустово ложеї этого самого социалистического реализма.

“ем-то и ценна ЂхрущЄвска€ оттепельї! ќна дала возможность вдохнуть глоток свежего воздуха, щедро плеснувшего в ———– из-за Ђжелезного занавесаї.

ѕотом, конечно, всЄ вернулось *на круги сво€*, слишком уж €вно проступала невостребованность и неуместность в тоталитарном государстве героев-мечтателей, Ђгероев-борцов за душу человеческуюї.

ќп€ть они стали Ђпопутчиками от искусстваї, Ђвнутренними эмигрантамиї и пр.

¬новь становитс€ актуальным: "—ам €, конечно, не читал, но, раздел€€ мнение своих старших товарищей..."

Ќо люди-то уже точно знали, что надо делать, чтобы Ђне забыть, не простить, и Ќ≈ ѕќ“≈–я“№ї!


spe
¬ладислав „ерных

“еперь ситуаци€ обратна€ - печатай, что хошь. —только дерьма и бреда на бумагу выплеснулось, особенно в 90-е...

spe
ёли€ ƒворникова

”вы! —рабатывает закон плотно загнанной пробки: чем плотнее закупорена труба, тем выше вырвавша€с€ из неЄ стру€! ј то, что это будет неприменно стру€ шампанского - никто и не обещал!

top
Halida Rojkova

”чась в университете, читала много самиздатовской литературы. ¬се мы тогда были немного диссидентами )

spe
ёли€ ƒворникова

», надо заметить, это не сделало нас плохими людьми! Ёто просто сделало нас людьми!

pro
“амара ћеркулова

’ороша€ стать€, и хорошо написана. ѕравда, когда € однажды прочитала у ≈втушенко, что ему на ночь дали почитать "ƒоктора ∆иваго" и он прочел, не поверила.  ажетс€, это физически не возможно.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+